Условия приема в вузы США также можно разделить на общие и специальные. Общие условия, как правило, одинаковы для однотипных вузов. Специальные условия определяются отдельными факультетами или другими подразделениями вузов. Факультеты медицины, естественных и технических наук вузов всей страны предъявляют более строгие требования, чем гуманитарные факультеты.
Таким образом, в практике приема абитуриентов в вузы существуют два подхода: свободный набор без какого-либо отбора (в малопрестижные вузы) и отбор по жестким критериям. К ним относятся: результаты тестов; личностный отбор, характеризующийся выявлением личностных качеств у абитуриента (мотивация, способности, наклонности); социальный отбор, выражающийся в селекции студентов в зависимости от социального положения.
Эти данные свидетельствуют о том, что практически вся система образования в США находится в состоянии поиска оптимальных методов отбора в вузы.
Выпуск специалистов.
На сегодняшний день в США большую часть взрослых студентов составляют женщины. В данный момент они представляют 41 % ученых в области наук о жизни, 23% химиков, 18% геологов, 30% математиков - специалистов в области вычислительной техники, 6% инженеров и 57% психологов. Для женщин существуют специальные курсы подготовки для поступления в вузы, финансируемые из различных фондов. Так Фонд Форда увеличил число таких специальных курсов со 100 в 1970 до 30 тыс. на середину 90-х годов. Этот же Фонд выделяет специальные стипендии представителям национальных меньшинств.
В американских вузах учится много иностранных студентов из различных стран мира. В 1985 учебном году в университетах и колледжах США обучалось около 342 тыс. иностранцев, что примерно в 13,5 раза больше, чем в 1949 учебном году.
Представление о динамике образовательного уровня рабочей силы США в период с 1952 по 1982 можно получить из таблицы №2 (Приложение). В связи с быстрым развитием промышленности и милитаризацией научных исследований требуется большое число специалистов технического профиля. Общая же численность ученых и инженеров в США на 1981 год и их распределение по основным специальностям показано в таблице №3 (Приложение).
Последипломное обучение в США осуществляется в аспирантуре, дающей подготовку на двух уровнях: магистерском и докторском. При поступлении на них требуется степень бакалавра и прохождение одинаковой процедуры приема, то есть необходимо представить копии документов - аттестата бакалавра и табеля оценок, характеристику, письменные рекомендации от одного или двух бывших преподавателей и выдержать вступительный тест. Прием производится раз в год - весной и осенью.
Иностранцам помимо этого необходимо пройти тест по английскому языку и владению техническими средствами обучения.
Занятия по магистерской программе предполагает широкое знакомство с имеющейся специальной литературой, набором идей в изучаемой области, с методиками проведения исследований. Время работы по магистерской программе варьируется в зависимости от области специализации.
Аспиранты - это одновременно и учащиеся, и сотрудники. За пребывание в аспирантуре университет взимает плату, оплачивая со своей стороны участие аспирантов в педагогическом и исследовательском процессе. Финансовая поддержка аспирантов - давняя американская традиция.
Для талантливых аспирантов и студентов существуют специальные стипендии. Эти стипендиаты могут временно привлекаться не только к преподавательской, но и к исследовательской работе.
Приложение.
Таблица №1.
Выпуск специалистов из высших учебных заведений США по основным направлениям подготовки тыс. чел.
Годы
Промышленное строительство транспорт
Сель-
ское хозяйство
Экономика, право
Здравоохра-нение, физическая культура
Просвещение, искусство, кинематогра-фия и др.
Всего
1980
50,1
12,7
39,5
40,3
734,0
876,6
В % от общего числа
5,7
1,4
4,5
4,6
83,8
100,0
1985
36,2
14,1
63,7
57,5
852,6
1024,1
3,5
6,2
5,6
83,3
Таблица №2.
Динамика образовательного уровня рабочей силы США за 1952-1982 гг.
Образовательный уровень
1952 год
1962 год
1970 год
1982 год
Вся рабочая сила, тыс. чел.
в %
569 680
64 689
76 650
102 672
В том числе с образованием на уровне, %:
8 лет обучения и меньше
36,4
25,5
16,2
6,9
9-11 лет обучения
19,2
19,6
17,4
12,0
12 лет обучения
27,8
23,0
39,9
42,5
13-15 лет обучения
8,5
10,7
13,6
18,7
16 и более лет обучения
8,1
11,1
12,9
19,0
Медианный уровень образования (число лет обучения)
12,1
12,4
Таблица 3.
Численность ученых инженеров в 1981 году и их распределение по специальностям.
Специальность
Занятых человек
Безработные
всего
В науке и технике
Вне науки и техники
Все специальности
3 134 100
2 795 600
338 500
33 300
Все ученые
1 654 700
1 475 500
179 200
19 500
Физики
229 500
191 400
38 100
3 700
Математики
132 900
118 700
14 200
1 100
Специалисты по вычисл. технике
420 200
397 000
23 200
2 400
По проблемам окружающей среды
103 900
87 800
16 100
2 600
В области наук о жизни
411 000
381 400
29 600
4 100
Психологи
131 200
115 300
15 900
2 000
По общественным наукам
226 000
183 900
42 100
Все инженеры
1 479 400
1 320 100
159 300
13 800
Специалисты по космической и авиационной технике
50 200
45 200
5 000
500
Химики
79 400
72 700
6 700
900
Строители
200 300
185 600
14 700
2 200
Электрики (электронщики)
279 200
260 000
19 200
Механики
249 500
231 100
18 400
1 800
Прочие
620 900
525 400
95 500
6 200
Список использованной литературы.
1. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе: Моногр .-М.:Высш. шк., 1989.-144 с.
2. Гонтарев Б.А. Технический университет США: Моногр. - Л.: изд-во ЛГУ, 1980.-119с.
Страницы: 1, 2, 3