Рефераты. Возможности экологического воспитания школьников при изучении темы: "Кальций и его соединения"

Определение общей жесткости воды в лабораторных условиях проводят методом комплексонометрического титрования с помощью кальциево-магниевых ионоселективных электродов. Но эти методы требуют дорогостоящих и практически недоступных для школы реактивов и приборов, поэтому предлагаем более приемлемый для школьной лаборатории способ с применением соляной кислоты и ортофосфата натрия.

Метод основан на осаждение ионов Са2+ Mg2+ избытком раствора ортофосфата натрия Na3PO4 с последующим определением остатка осадителя:

3 MeCl2 + 2 Na3PO4 > Me3 (PO4)2v + 6NaCl

3 Me(HCO3)2 + 2 Na3PO4 > Me3 (PO4)2v + 6 NaHCO3.

Как видно из приведенных выше уравнений, из Me(HCO3)2 образуется эквивалентное количество NaHCO3. При титровании остатка фосфата натрия соляной кислотой одновременно оттитровывается и гидрокарбонат натрия, на определение которого расходуется такое же количество соляной кислоты, как и на определение временной жесткости воды, что необходимо учитывать в расчетах.

Методика проведения анализа

В мерную колбу, вместимостью 250 мл переносят 100 мл анализируемой воды, добавляют точно измеренный объем (например, 25 мл) 0,2 н. раствора Na3PO4 и отстаивают 30 минут. Затем доводят до метки дистиллированной водой, тщательно перемешивают и фильтруют через плотный бумажный фильтр в сухую емкость.

В коническую колбу объемом 250 мл отбирают 100 мл фильтрата и добавляют 2-3 капли индикатора метилоранжа, затем титруют соляной кислотой до появления бледно-розовой окраски раствора.

Параллельно определяют объем соляной кислоты, пошедшей на определение временной жесткости в идентичных условиях. Для этого берут мерную колбу вместимостью 250 мл, добавляют 100 мл анализируемой воды, доводят до метки дистиллированной водой и тщательно перемешивают. После этого в коническую колбу для титрования отбирают 100 мл раствора, добавляют 2-3 капли метилоранжа и титруют соляной кислотой до появления бледно-розового окрашивания.

Расчеты:

1. Рассчитываем временную жесткость воды (моль/л) по формуле:

Ж в. = (Сэ (HCl) • V (HCl) / Vпр.) • (Vколбы / V (H2O) • 1000, где V (HCl) - объем соляной кислоты, пошедшей на титрование, л;

Сэ (HCl) - молярная концентрация эквивалента соляной кислоты, моль/л;

V (H2O) - объем анализируемой воды, л;

Vколбы - объем мерной колбы, л;

Vпр. - объем воды, взятой для титрования, л.

Пример расчета представлен в Приложении 1. Сравнение полученных разными методами результатов показывает, что предлагаемый метод вполне может быть использован при определении общей жесткости воды.

Информацию о составе жесткой воды, видах жесткости и способах ее устранения можно почерпнуть из табл. 1.

Таблица 1.

Жесткость воды и способы ее устранения

Состав жесткой воды

Вид жидкости

Способы устранения

катионы

анионы

по составу

по способу её устранения

Са 2 +
Mg 2+

НСО-3

карбонатная

временная

1) нагревание

2) добавка извести

3) пропускание через ионообменник

Сl -
N0-3

SO42-

некарбонатная

постоянная

1) добавка соды,

2) пропускание через ионообменник

Сl -
N0-3
SO42-
НСО-3

общая

1) пропускание через ионообменник

2) добавка соды

2. Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии

Химия - одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьного предмета. Мы убеждены, что содержание школьного курса химии и процесс обучения должны отражать не упрощенные представления об особенностях развития химической науки, а состояние современного знания, реальную сложность объекта познания химии.

2.1 Урок по теме «Кальций и его соединения» в 9-х классах средней общеобразовательной школы с. Карасу

Цель урока: познакомить учащихся с новым элементом - кальцием, ознакомить с его положением в периодической системе Д.И. Менделеева, рассмотреть важнейшие природные соединения и области их применения. Рассмотреть способы получения соединений кальция в промышленности, дать определение следующих понятий: жесткость воды, карбонатная и некарбонатная жесткость, изучить способы устранения жесткости воды.

Задачи обучения: сформировать представление об одном из биогенных элементов - кальции, расширить представление о способах получения, свойствах и способах получения и применения различных соединений кальция в промышленности.

Задачи развития: развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с табличными данными и т.д.

Задачи воспитания: продолжить химическое образование школьников.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

- посадка детей;

- проверка принадлежностей;

- отметка отсутствующих и т.д.

II. Опрос домашнего задания (10 мин.)

1. Вспомните, какое место занимает кальций в периодической системе Д.И. Менделеева?

2. Какую степень окисления проявляют кальций и магний? Почему?

3. Известна ли вам роль кальция в организме человека и живых существ?

III. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Характеристика магния и кальция. Соединения кальция

Таблица 1. Схема строения атомов магния и кальция

Химический знак

Размещение электронов по энергетическим уровням

Электронная формула

Mg

+12 Mg 2e-, 8e-, 2e-

1s2 / 2s22p6 / 3s2

Ca

+20 Ca 2e-, 8e-, 8e-, 2e-

…3s23p63d0 / 4s2

Положение магния и кальция в периодической системе и строение их атомов. Магний и кальций в периодической системе находятся в главной подгруппе группы. Схемы строения их атомов представлены в таблице. Как видно из схемы, последние два электрона у атомов магния и кальция расположены на наружном энергетическом уровне. Этим и объясняется, что магний и кальций во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

2. Нахождение в природе.

Кальций обладает большой химической активностью, поэтому встречается в природе только в виде соединений (табл. 2) [14].

Название минерала

Химическая формула (основной составной части)

Важнейшие месторождения

Известняк, мрамор

CaCO3

Широко распространен

Гипс

CaSO4 • 2 H2O

Широко распространен

Фосфорит

Ca3 (PO4) 2

CaCO3 • MgCO3

Широко распространен

3. Получение. Кальций получают путем электролиза его расплавленного хлорида.

4. Физические свойства. Кальций - металл серебристо-белого цвета, очень легкий (? = 1,55 г./см3), как и щелочные металлы, но несравненно тверже их и имеет гораздо более высокую температуру плавления, равную 851 0С.

5. Химические свойства. Подобно щелочным металлам кальций является сильным восстановителем, что схематически можно изобразить так:

Соединения кальция окрашивают пламя в кирпично-красный цвет. Как и щелочные металлы, металлический кальций обычно хранят под слоем керосина.

6. Применение. Благодаря большой химической активности металлический кальций применяют для восстановления некоторых тугоплавких металлов (титан, цирконий и др.) из их оксидов. Кальций используют также в производстве стали и чугуна, для очистки последних от кислорода, серы и фосфора, для получения некоторых сплавов, в частности, свинцово-кальциевых, необходимых для изготовления подшипников.

7. Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности.

Оксид кальция получают в промышленности обжигом известняка:

CaCO3 > CaO + CO2

Оксид кальция - тугоплавкое вещество белого цвета (плавится при температуре 2570 0С), обладает химическими свойствами, присущими основным оксидам активных металлов (I, табл. II, с. 88) [14].

Реакция оксида кальция с водой протекает с выделением большого количества теплоты:

CaO + H2O = Ca (OH)2 + Q

Оксид кальция является основной составной частью негашеной извести, а гидроксид кальция - гашеной извести.

Реакция оксида кальция с водой называется гашением извести.

Оксид кальция применяется в основном для получения гашеной извести.

Гидроксид кальция Ca(OH)2 имеет большое практическое значение. Он применяется в виде гашеной извести, известкового молока и известковой воды.

Гашенная известь - тонкий рыхлый порошок, обычно серого цвета (составная часть гидроксида кальция), немного растворим в воде (1,56 г. растворяется в 1 л воды при 20 0С). Тестообразную смесь гашенной извести с цементом, водой и песком применяют в строительстве. Постепенно смесь твердеет:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.