Определение общей жесткости воды в лабораторных условиях проводят методом комплексонометрического титрования с помощью кальциево-магниевых ионоселективных электродов. Но эти методы требуют дорогостоящих и практически недоступных для школы реактивов и приборов, поэтому предлагаем более приемлемый для школьной лаборатории способ с применением соляной кислоты и ортофосфата натрия.
Метод основан на осаждение ионов Са2+ Mg2+ избытком раствора ортофосфата натрия Na3PO4 с последующим определением остатка осадителя:
3 MeCl2 + 2 Na3PO4 > Me3 (PO4)2v + 6NaCl
3 Me(HCO3)2 + 2 Na3PO4 > Me3 (PO4)2v + 6 NaHCO3.
Как видно из приведенных выше уравнений, из Me(HCO3)2 образуется эквивалентное количество NaHCO3. При титровании остатка фосфата натрия соляной кислотой одновременно оттитровывается и гидрокарбонат натрия, на определение которого расходуется такое же количество соляной кислоты, как и на определение временной жесткости воды, что необходимо учитывать в расчетах.
Методика проведения анализа
В мерную колбу, вместимостью 250 мл переносят 100 мл анализируемой воды, добавляют точно измеренный объем (например, 25 мл) 0,2 н. раствора Na3PO4 и отстаивают 30 минут. Затем доводят до метки дистиллированной водой, тщательно перемешивают и фильтруют через плотный бумажный фильтр в сухую емкость.
В коническую колбу объемом 250 мл отбирают 100 мл фильтрата и добавляют 2-3 капли индикатора метилоранжа, затем титруют соляной кислотой до появления бледно-розовой окраски раствора.
Параллельно определяют объем соляной кислоты, пошедшей на определение временной жесткости в идентичных условиях. Для этого берут мерную колбу вместимостью 250 мл, добавляют 100 мл анализируемой воды, доводят до метки дистиллированной водой и тщательно перемешивают. После этого в коническую колбу для титрования отбирают 100 мл раствора, добавляют 2-3 капли метилоранжа и титруют соляной кислотой до появления бледно-розового окрашивания.
Расчеты:
1. Рассчитываем временную жесткость воды (моль/л) по формуле:
Ж в. = (Сэ (HCl) • V (HCl) / Vпр.) • (Vколбы / V (H2O) • 1000, где V (HCl) - объем соляной кислоты, пошедшей на титрование, л;
Сэ (HCl) - молярная концентрация эквивалента соляной кислоты, моль/л;
V (H2O) - объем анализируемой воды, л;
Vколбы - объем мерной колбы, л;
Vпр. - объем воды, взятой для титрования, л.
Пример расчета представлен в Приложении 1. Сравнение полученных разными методами результатов показывает, что предлагаемый метод вполне может быть использован при определении общей жесткости воды.
Информацию о составе жесткой воды, видах жесткости и способах ее устранения можно почерпнуть из табл. 1.
Таблица 1.
Жесткость воды и способы ее устранения
Состав жесткой воды
Вид жидкости
Способы устранения
катионы
анионы
по составу
по способу её устранения
Са 2 +Mg 2+
НСО-3
карбонатная
временная
1) нагревание
2) добавка извести
3) пропускание через ионообменник
Сl -N0-3
SO42-
некарбонатная
постоянная
1) добавка соды,
2) пропускание через ионообменник
Сl -N0-3SO42-НСО-3
общая
1) пропускание через ионообменник
2) добавка соды
2. Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия - одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьного предмета. Мы убеждены, что содержание школьного курса химии и процесс обучения должны отражать не упрощенные представления об особенностях развития химической науки, а состояние современного знания, реальную сложность объекта познания химии.
2.1 Урок по теме «Кальций и его соединения» в 9-х классах средней общеобразовательной школы с. Карасу
Цель урока: познакомить учащихся с новым элементом - кальцием, ознакомить с его положением в периодической системе Д.И. Менделеева, рассмотреть важнейшие природные соединения и области их применения. Рассмотреть способы получения соединений кальция в промышленности, дать определение следующих понятий: жесткость воды, карбонатная и некарбонатная жесткость, изучить способы устранения жесткости воды.
Задачи обучения: сформировать представление об одном из биогенных элементов - кальции, расширить представление о способах получения, свойствах и способах получения и применения различных соединений кальция в промышленности.
Задачи развития: развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с табличными данными и т.д.
Задачи воспитания: продолжить химическое образование школьников.
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
- посадка детей;
- проверка принадлежностей;
- отметка отсутствующих и т.д.
II. Опрос домашнего задания (10 мин.)
1. Вспомните, какое место занимает кальций в периодической системе Д.И. Менделеева?
2. Какую степень окисления проявляют кальций и магний? Почему?
3. Известна ли вам роль кальция в организме человека и живых существ?
III. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Характеристика магния и кальция. Соединения кальция
Таблица 1. Схема строения атомов магния и кальция
Химический знак
Размещение электронов по энергетическим уровням
Электронная формула
Mg
+12 Mg 2e-, 8e-, 2e-
1s2 / 2s22p6 / 3s2
Ca
+20 Ca 2e-, 8e-, 8e-, 2e-
…3s23p63d0 / 4s2
Положение магния и кальция в периодической системе и строение их атомов. Магний и кальций в периодической системе находятся в главной подгруппе группы. Схемы строения их атомов представлены в таблице. Как видно из схемы, последние два электрона у атомов магния и кальция расположены на наружном энергетическом уровне. Этим и объясняется, что магний и кальций во всех соединениях проявляют степень окисления +2.
2. Нахождение в природе.
Кальций обладает большой химической активностью, поэтому встречается в природе только в виде соединений (табл. 2) [14].
Название минерала
Химическая формула (основной составной части)
Важнейшие месторождения
Известняк, мрамор
CaCO3
Широко распространен
Гипс
CaSO4 • 2 H2O
Фосфорит
Ca3 (PO4) 2
CaCO3 • MgCO3
3. Получение. Кальций получают путем электролиза его расплавленного хлорида.
4. Физические свойства. Кальций - металл серебристо-белого цвета, очень легкий (? = 1,55 г./см3), как и щелочные металлы, но несравненно тверже их и имеет гораздо более высокую температуру плавления, равную 851 0С.
5. Химические свойства. Подобно щелочным металлам кальций является сильным восстановителем, что схематически можно изобразить так:
Соединения кальция окрашивают пламя в кирпично-красный цвет. Как и щелочные металлы, металлический кальций обычно хранят под слоем керосина.
6. Применение. Благодаря большой химической активности металлический кальций применяют для восстановления некоторых тугоплавких металлов (титан, цирконий и др.) из их оксидов. Кальций используют также в производстве стали и чугуна, для очистки последних от кислорода, серы и фосфора, для получения некоторых сплавов, в частности, свинцово-кальциевых, необходимых для изготовления подшипников.
7. Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности.
Оксид кальция получают в промышленности обжигом известняка:
CaCO3 > CaO + CO2
Оксид кальция - тугоплавкое вещество белого цвета (плавится при температуре 2570 0С), обладает химическими свойствами, присущими основным оксидам активных металлов (I, табл. II, с. 88) [14].
Реакция оксида кальция с водой протекает с выделением большого количества теплоты:
CaO + H2O = Ca (OH)2 + Q
Оксид кальция является основной составной частью негашеной извести, а гидроксид кальция - гашеной извести.
Реакция оксида кальция с водой называется гашением извести.
Оксид кальция применяется в основном для получения гашеной извести.
Гидроксид кальция Ca(OH)2 имеет большое практическое значение. Он применяется в виде гашеной извести, известкового молока и известковой воды.
Гашенная известь - тонкий рыхлый порошок, обычно серого цвета (составная часть гидроксида кальция), немного растворим в воде (1,56 г. растворяется в 1 л воды при 20 0С). Тестообразную смесь гашенной извести с цементом, водой и песком применяют в строительстве. Постепенно смесь твердеет:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6