Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах).
Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встречаем в венгерской системе, автором которой является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.
Обучение детей пению проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т.д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.
Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.
В Японии распространен метод Судзуки, построенный на признании ведущей роли исполнительства, а именно игре на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте начинается с 3 лет.
Существующая в России система музыкального воспитания, разработанная Д.Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки.
В основу системы дошкольного и музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов и психологов.
Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н.А. Ветлугиной И.А. Дзержинская, Я. Бирзнопс, А. Вайгене, М .Викат, Т.В. Волчанская, С.В. Акишев, Р.А. Егорова, Р.Т. Зинич, В.В. Ищук, А. Катинене, Л.Н. Комиссарова, Е.Ф. Корой, Э.П. Костина, К.А. Линкявичус, М.А. Медведева, Н.А. Чичерина, А.И. Шелепенко, С.М. Шоломович и др.
Итак, развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).
Однако, нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.
Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов.
Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить начальный уровень музыкальности детей младшего дошкольного возраста;
2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста, в процессе восприятия музыки;
3. Выявить динамику развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление начального уровня музыкальности у детей
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня музыкальности детей.
Были поставлены следующие задачи:
1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;
2. Выявить первоначальный уровень музыкальности младших дошкольников;
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).
К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели развития музыкальности (Таблица 1):
Ладовое чувство
Музыкально-слуховые представления
Чувство ритма
1. Внимание
1. Подпевание знакомой мелодии
1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков
2. Просьба повторить.
2. Соответствие движения характеру музыки.
3. Наличие любимых произведений
3. Соответствие движений ритму музыки
4. Внешние проявления (эмоциональные)
5. Узнавание знакомой мелодии.
1.Ладовое чувство
Детям предлагалось послушать два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:
Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».
Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):
3 балла - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
2 балла - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной
реакции.
1 балл - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Музыкально-слуховое представление.
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню «Пирожки».
3 балла - пропевание всей фразы или мотива.
2 балла - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
1 балл - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Чувство ритма.
1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени».
3 балла - точное выполнение ритмического рисунка.
2 балла - допускает небольшие неточности.
1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,
соответствие ритма движений ритму музыки.
Звучат фрагменты из трех произведений.
Т. Ломова «Мелодия»,
М. Журбин «Марш»,
А. Гречанинов «Моя лошадка».
Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.
3 балла - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
2 балла - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
1 балл - мала двигательная реакция на музыку.
В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего.
Высокий (12-10 баллов) - проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает
Средний (9-7 баллов) - проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.
Ниже среднего (6-4 баллов) - интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.
Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.
№
п/п
Имя, фамилия ребенка
Общий балл
1
2
Баринов Семен
6
Буланкина Вика
3
Гречковская Кира
4
Кутепов Андрей
7
5
Мирошниченко Алина
Морозов Юра
Самохвалова Полина
8
Смирнова Соня
9
Фролов Артем
10
Журавлева Полина
11
Шаповалов Максим
12
Пузова Настя
13
Кочеткова Кристина
14
Максурова Даша
15
Маркин Данил
16
Малов Егор
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7