Рефераты. Воспитание в современной школе: проблемы, достижения, инновации

Воспитание в современной школе: проблемы, достижения, инновации

Пермский государственный педагогический университет

Воспитание в современной школе: проблемы, достижения, инновации

Исполнитель:

Кулакова Татьяна,

студентка I курса 511 группы

Руководитель:

Зорина

Наталья Анатольевна

Пермь, 2006

Содержание

Введение

Глава I. Сущность воспитательной системы школы

Глава II. Структура воспитательной системы школы

Глава III. Этапы становления воспитательной системы школы

Глава IV. Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы школы

Глава V. Значение воспитательной системы

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитательная система школы - широко известное в педагогической среде явление. Однако о широте распространения этого явления в практике, увы, говорить не приходится. Как ни странно, несмотря на то, что теория воспитательных систем на сегодняшний день проработана довольно глубоко и тщательно, практика их создания до их пор остается проблемной территорией современного образования.

В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы.

Феномен воспитательной системы в педагогической теории и практике должен быть проработан в достаточной степени, так как необходимость ее создания в школе, как правило, не вызывает сомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективным средством развития воспитательного процесса. Актуальным в этой связи становится определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса моделирования личностно-ориентированных воспитательных технологий, изучение взаимной детерминации личностно-ориентированных воспитательных технологий и воспитательной системы школы.

Глава I. Сущность воспитательной системы школы

Воспитательная система школы - это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.

Воспитательная система - это целостный социальный комплекс, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания, который включает в себя цель, идеи, деятельность, отношения и среду.

Воспитательная система школы - это педагогическая концепция воспитания, охватывающая весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Воспитательная система школы - открытая система, способная к саморегуляции и управляемая, постоянно развивающаяся, которая имеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями.

Под воспитательной системой образовательного учреждения понимается организационно-функциональная структура, возникшая в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива, учреждения по реализации общих целей на базе освоенной учреждением среды, характеризующимся такими интегративными качествами, как отношения и культура школы.

Воспитательная система - система сложная, не равновесная, открытая и не может плодотворно развиваться изолированно. Для того, чтобы сделать школу средой, развивающей личность, необходимо добиться её собственного развития. Это возможно только при условии взаимодействия системы с окружающей средой.

Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в отечественной педагогике. Причин этому несколько.

Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

А.С.Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы.

Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем: в работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.

Министерство образования РФ утвердило "Программу развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы". Первоочередной задачей по ее реализации являлось формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. Это значит, что государству небезразлична судьба образования, а значит, понимается необходимость совершенствования способов осуществления и условий образовательного процесса.

Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов. Учитывая это, нужно рассматривать само понятие "воспитательная система" как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определять функции реально существующей воспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявлять закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.

Прежде всего, необходимо дать определение такой категории, как воспитание.

В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор ( через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие "дидактическая система". Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру.

Глава II. Структура воспитательной системы школы

Структура воспитательной системы выглядит так:

1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

5) среда системы, освоенная субъектом;

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:

индивидуально-групповой;

ценностно-ориентационный;

функционально-деятельностный;

пространственно-временной;

диагностико-аналитический.

Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.