Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:
· культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);
· расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;
· знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
· знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.
· совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов);
· переписку с детьми других стран.
В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми должно стать стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.
Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.
Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.
По результатам исследования с опорой на перспективный план работы ДОУ нами разработан план-программа по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.
Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.
Форма взаимодействия
педагога с детьми
|
Содержание взаимодействия педагога с детьми.
|
|
|
Ознакомление с
предметным миром
|
Декоративно-прикладное
искусство
|
Устное народное
творчество
|
Музыкальный фольклор;
подвижные игры
|
|
Сентябрь
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Своя хатка - родная матка».
Цель: Познакомить детей
с жилищем русского народа;
дать представление о строительстве
русской избы; о профессии плотника;
инструментах плотника.
|
Рисование: «Русская изба».
Цель: Развить у детей
творческие способности
при изображении русской
избы; передать её своеобразие;
закрепить знания об элементах
декора русской избы.
|
Пословицы о труде.
|
1. Проживание праздника «Осенины».
2. Прослушивание грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах вы сени».
|
|
Совместная деятельность.
|
Конструирования макета избы по плану из деревянного строителя.
|
|
Драматизация потешки: «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки».
|
Подвижная народная игра «Колышки».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Д\и «Построй избу», «Помоги плотнику».
|
Д\и «Укрась избушку узором».
|
|
|
|
Октябрь
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Без печи хатка - не хатка».
Цель: Познакомить детей с предметами обихода в избе; с убранством; рассказать о функциях главного в избе - печи; познакомить с профессией печника и орудиями его труда.
|
Работа с глиной «Горшки».
Цель: Познакомить детей с материалом - глина; научить детей приёмам лепки из глины.
|
1. Пословицы о труде.
2. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк».
|
Проживание праздника «Покров».
Пение: «Лиса рожью шла»;
«Как у наших у ворот».
|
|
Совместная деятельность.
|
Сюжетно - ролевая игра «Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья).
|
Д\и «Помоги гончару».
|
Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк».
|
Подвижная народная игра: «Селезень утку догонял».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Д\и «Печь».
|
|
|
|
|
Ноябрь
|
|
Организация занятий с детьми.
|
«Все вместе и печки, и лавочки».
Цель: Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении; о том, что в избе есть красный угол.
|
Рисование: «Украсим стены и двери в избе».
Цель: Познакомить детей с народными промыслами.
|
Отгадывание загадок о предметах быта.
|
Проживание праздника: «Кузьминки».
Пение: «Вот те гребень, вот те лень».
|
|
Совместная деятельность.
|
Конструирование мебели для макета избы.
|
|
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
|
Подвижная народная игра: «На горе-то мак».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Обыгрывание ситуации с атрибутами на макете избы.
|
Рассматривание иллюстраций изб с предметами декораций
|
Изготовление настольного театра к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».
|
Слушание в грамзаписи танцевальные наигрыши на гармошки, шуточные песни.
|
|
Декабрь
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Подворье».
Цель: Рассмотреть макет «Усадьбы» (амбар, загон, навес); рассказать об их значении в жизни домашних животных (корова, лошадь, овца и др.)
|
Лепка из глины:
Игрушка «Лошадка».
Цель: Познакомить детей с традиционной игрушкой «Лошадкой»; способ изготовления.
|
Чтение отрывок из былин «Добрыня и змей», «Садко».
|
Подготовка к Святкам.
Пение: «Баусень», «Пчёлочка златая», «Здравствуйте, с новым годом».
|
|
Совместная деятельность.
|
Конструирование хозяйственных построек по схемам.
|
|
Рассматривание иллюстраций к былинам В. Васнецова «Богатыри».
|
Подвижная игра «Олень».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек домашних животных.
|
Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье».
|
Использование сюжета былин в театрализованной деятельности.
|
|
|
Январь
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Была б мука да сито, и сама б я была сыта».
Цель рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них.
|
Лепка из глины: «Барыня».
Цель: Познакомить детей со способом лепки народной игрушки «Барыня».
|
Отгадывание загадок о крупах.
|
Проживание праздника «Святки»
Пение: колядные песни.
|
|
Совместная деятельность.
|
Приготовить вместе с детьми затируху; попробовать готовое блюдо.
|
Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись).
|
Заучивание потешки: «Ладушки - оладушки».
|
Подвижная игра «Как у дяди Трифона».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Д\и «Приготовь кашу».
|
|
|
|
|
Февраль
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«В меду да в масле и лапоть съешь».
Цель: Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных блюд; способ их приготовления.
|
Рисование «Я был на Масленице» или «Едет Масленица».
Цель: Закрепить знание детей о празднике масленица; всколыхнуть положительные эмоции от праздника; учить способам рисования.
|
Пословица «В меду да в масле лапоть съешь».
|
Проживание праздника «Масленица».
Пение: «Едет Масленица», «Блины».
|
|
Совместная деятельность.
|
Приготовление с детьми блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные)
|
Коллективная работа из глины «Праздничный стол».
|
Чтение русской народной сказки «Каша из топора».
|
1. Прослушивание масленичных песен.
2. Подвижная игра «Мак маковистый».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
|
Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний.
|
Игра - драматизация по русской народной сказке «Каша из топора».
|
|
|
Март
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Как рубашка в поле выросла».
Цель: Рассказать детям о последовательности обработки льна; как выращивают лён; как его обрабатывают, прядут, ткут, шьют.
|
Рисование: «Жаворонки прилетели к нам».
Цель научить детей рисовать разными способами птиц; вызывать положительное отношение к вернувшимся птицам с юга.
|
Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла».
|
Проживание праздника «Сороки».
Пение: заклички «Жаворонушки».
|
|
Совместная деятельность.
|
Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.).
|
Рассматривание репродукций о весне.
|
|
Подвижная игра «Мужичок».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
|
Изготовление с родителями скворечника.
|
|
Слушание «Голоса птиц».
|
|
Апрель
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк».
Цель: Познакомить детей с женскими и мужскими традиционными костюмами (рубаха, сарафан, юбка, Плоток, опоясок, кокошник и т. д.).
|
Рисование: «украсим сарафан девице».
Цель «Познакомить детей какими узорами украшались сарафаны, рубахи; научить приёмам декоративного рисования.
|
Рассказывание русской народной сказки «Ховрошечка».
|
Весенние хороводы «Улица широкая», «Как у нас было на Дону».
|
|
Совместная деятельность.
|
Д\и «Соберём приданное девице».
|
|
Пословицы о труде.
|
Подвижная игра «У медведя во бору», «Я на бочке сижу».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами.
|
Д\и «выложи узор по подолу сарафана».
|
|
|
|
Май
|
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Оберег».
Цель: Познакомить детей с оберегами и главной функции оберегов - защитной.
|
Изготовление бус из глины.
Цель: Научить детей способам лепки бусинок из глины, сборке их на нитку.
|
|
Подготовка к троице.
Пение: «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младёшенька».
|
|
Совместная деятельность.
|
Сборка бус из бисера. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
|
|
|
Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки».
|
|
Самостоятельная деятельность.
|
Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.).
|
|
|
|
|
|