Рефераты. Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"

Эстетика - это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности.

Эстетика - это наука о прекрасном в действительности и искусстве.

Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и комическое и т.д.

С помощью эстетики мы познаём мир в целом, выражая к нему наше, человеческое, общественное отношение.

Термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким ученым Александром Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики - это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философы осмысление его сущности достигли довольно высокого уровня развития. Гераклит, Демокрит, Аристотель со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах объектов. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются мыслителями как объективные стороны прекрасного.

Платон объявляет идею источникам эстетического начала.

В период средневековья Августин Блаженный, Фома Аквыинский и другие источники красоты видят в Боге. Эпоха Возраждения ознаменовалось развитием матеориалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А. Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу, утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности прекрасны, что задача художника воспроизводить эту реальную красоту природы и человека. Природа - источник и творчества и вместе с человеком главный предмет художественного отображения. Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство Эпохи Возраждения утверждает жизнь. Французкие просветители главное внимание уделяли выяснению социальной функции искусства. Вальтер, Гельвеций, Руссо подчеркивают нравственный аспект искусства.

Искусство может выполнить свое высокое назначение если оно будет давать правдивое отображение реальности. Заслугой немецких просветителей в трактовке фундаментальных эстетических понятий - прекрасного, трагического, комического, возвышенного. Особое место в развитии эстетической мысли занимают русские мыслители XIX века Белинский, Герцен, Чернышевский, Достаевский, Толстой и другие. Н.Г. Чернышевский высказал формулу, которая до сих пор является наиболее точным выражением сущности красоты - « прекрасное есть жизнь». Однако он и его последователи никогда не утверждали, что всякая жизнь - прекрасна. Жизнь прекрасна как принцип, как то прогрессивное начало, которое противостоит смерть, тьме, распаду. Признаками красоты являются:

-гармоничность, т.е. согласованность частей целого, - целесообразность, т.е. соответствие предметов и явлений своему жизненному назначению;

-мера, именно соразмерность воспринимается как красивое, доставляет человеку глубокое наслаждение, «Ощущение, производимые в человеке прекрасным - светлая радость, похожая на ту, которую наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся за него, как радуемся за милого нам человека». Прекрасное вызывает у человека именно светлую радость, так как свет противостоит мраку, тьме, создает праздничное, веселое или торжественное настроение. Прекрасное светится жизнью. Эстетическое отношение к действительности проявляется через эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетическую оценку, эстетический идеал.

Эстетическое чувство (или переживание) - это способность непосредственно воспринимать и ощущать гармонию мира, красоту или безобразие предметов и явлений действительности. Проводниками и органами этого чувства служит зрение и слух. Эстетические чувства - это «…музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…» - отмечал К. Маркс. Такое развитие достигается тренировкой и воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, путем знакомства с произведениями искусства. Эстетическое чувство возвышает и облагораживает человека, пологая ему правильно воспринимать и выражать самому различные состояния - радость, восторг, сострадание, гнев, горе и т.д.

Эстетический вкус - это способность судить о прекрасном или безобразном по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого нами от предмета или явления. Эстетический вкус зависит от общей культуры человека, от развития его ума и чувств, поэтому его можно вырабатывать, развивать, воспитать. Особую роль здесь играет искусство, на лучших образцах которого формируется высокий эстетический вкус.

Эстетическая оценка - это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений осмысленно, аргументированно, со знанием дела. Дать чему - значит конкретно и сознательно применить к этому свои знания законов красоты, проявить понимание того, что данный предмет, поступок, человек прекрасны или безобразны.

Эстетический идеал - это представления людей о совершенном и желательном в жизни и в самом человеке. Это представления о лучшей жизни в целом, где прекрасны и отношения между людьми, и их труд и окружающая среда, и сам человек. В сознании людей эстетический идеал существует как образ красоты, который должен воплотиться на практике.

Для обозначения эстетических чувств, вкусов, оценок, идеала существует понятие «эстетическое», т.е. эстетическое отношение человека к реальному миру. Философы прошлого и настоящего в это понятие включают также - прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и др. Понятие прекрасное и красота близки родственны друг другу, чаще всего их применяют как понятия однозначные. Однако эти понятия имеют и свои оттенки. Прекрасное есть высшая степень красоты.

Возвышенное - это прекрасное в его величественном виде и выражении. Трагическое есть одно из проявлений прекрасного, это утверждение прекрасного через преодоление страданий, горя, смерти… Комическое - есть безобразное, выступающее как смешное. Незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями называется юмором. Беспощадное осмеяние и отрицание явления или человеческого типа в целом - сатира.

Эстетика - это и наука об эстетическом воспитании. Совершенствование общества предполагает неуклонное воспитание эстетической культуры личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.[11; 33]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. [15;147] В использованной литературе имеется множество различных подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н.Шацкой мы нашли такую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве»[24;47]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, это эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б.Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К.Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т.Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [8;36]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых,- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако это ошибочное мнение необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н.Шацкая ставит перед эстетическим воспитание следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве»[7;61]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. .эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П.Печко.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.