Рефераты. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Из данной таблицы видно, что доминирующим уровнем культуры общения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента является средний уровень. Следует отметить, что показатель уровня культуры общения остался прежним на контрольном этапе эксперимента за счет того, что на данном этапе полностью отсутствует низкий и ниже среднего уровни культуры общения, испытуемые, имеющие данные уровни, перешли на контрольном этапе на средний уровень (3 чел.) Испытуемые (3 чел.) перешли со среднего уровня на высокий уровень. Два ребенка перешли с высокого уровня на очень высокий уровень культуры общения.

Таким образом, исследование культуры общения на контрольном этапе выявило следующее:

- количество детей, имеющих низкий и ниже среднего уровни культуры общения полностью сократилось после проведения психокоррекционной программы;

- количество детей, имеющих средний уровень, осталось прежним, но такой показатель получен за счет того, что три ребенка перешли на высокий уровень, а трое детей перешли со среднего и низкого на средний уровень;

- количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось на 1,3 раза за счет того, что три ребенка перешли со среднего уровня на высокий.

- количество детей, имеющих очень высокий уровень, увеличилось в 2 раза из-за перехода двух детей с высокого уровня на более высокий.

Представленная диаграмма (Приложение 6) наглядно демонстрирует соотношение показателей уровней культуры общения в экспериментальной группе на разных этапах исследования (контрольном и констатирующем).

Наилучшие показатели воспитания культуры общения у дошкольников в экспериментальной группе объясняются участием этих детей в психокоррекционной программе по профилактике и преодолению трудностей в общении.

Таким образом, данная работа позволила сформулировать следующие выводы:

1. На уровень культуры общения, а значит и на умение общаться, могут влиять личностные особенности испытуемых, то есть трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной экспериментальной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

2. Коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на повышение уровня культуры общения, о чем свидетельствует процентный рост уровней. Особенно это заметно на примере очень высокого уровня культуры общения, где динамика этого уровня растет на 14,3%, динамика низкого и ниже среднего уровней падает до нуля. На 7% увеличивается высокий уровень. Доминирующим уровнем является на разных этапах эксперимента средний уровень культуры общения, который имеет постоянный показатель за счет перехода испытуемых на высокий уровень, за счет сокращения после проведения психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней культуры общения.

Заключение

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

В результате исследования мы провели формирующий этап по воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью повысить уровень культуры общения дошкольников. Контрольный этап исследования показал эффективность выбранных нами методик работы с детьми по воспитанию культуры общения. Для наглядности мы сопоставили результаты экспериментальной группы и контрольной. Конечно, результаты контрольной группы заметно превосходят результаты экспериментальной, но тем, не менее коррекционная работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенной программы взросла не только эффективность общения, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня культуры общения.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая культуру общения детей старшего дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51-61.

2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. - М.: Академия, 1997. - 232с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.

5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить[Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 1988. - 94с.

6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи [Текст] /Т.Г.Винокур// Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 1955. - 154с.

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - с. 78-80.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 1993. - 127с.

9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] /Г.А.Глинка. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. - 221с.

10. Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - с. 91-93.

11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54-56.

12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 1989. - 109с.

13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999. - 363с.

14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.

15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.201-202.

16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.204-208.

17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов - н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32с.

18. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.49-52.

19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] / А.И.Максаков- М.: Просвещение, 1988. - 157с.

20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 1995. - 236с.

21. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148с.

22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими [Текст] /Л.А.Пеньевская// Дошкольное воспитание. - 1963. - № 2. - С. 13-17.

23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 223с.

24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - 63с.

25. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. - М.: АПН СССР, 1987. - 120с.

26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990. - 137с.

27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] /К.К.Радина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.221-229.

28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду[Текст] /О.И.Соловьева. - М.: Просвещение, 1966. - 175с.

29. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] /Ф.А.Сохин// Вопросы психологии. - 1989. - №3. - с. 21-24.

30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1972. - 280с.

31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника[Текст] /О.С.Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии. - 2001. - 237с.

32. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е.А.Флерина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.210-115.

33. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А.Леонтьев [Текст] / Л.П.Якубинский. - М.: Наука, 1986. С. 17-58.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк ответов к методике "Тест Кеттеля"

a

b

c

79.

Итог

Среднее значение

Пояснение

Проверка результатов (в баллах)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.