Зависимость человека от общества - это тот неоспоримый факт который не требует особого доказательства. Другое дело, индивид может не в полной мере ощущать эту зависимость. Во времена так называемого застоя общества сложилась ситуация, когда человек как личность, можно сказать, “выпал” из существующей в нем системы координат и ценностей. Поправить же данное положение представляется возможным лишь путем возвращения человеку его достоинства, веры в самого себя.
Таким образом, сущность человека довольно сложна и многообразна. Поэтому в ходе исследования внимание, как правило, сосредотачивается прежде всего на рассмотрении диалектического единства субъективного и объективного, реализующихся в деятельности и общественных отношениях человека. Чрезмерная субъективизация сущности может привести к явно выраженной изолированности человека в обществе, а отождествление с последним практически снимает проблему формирования “человеческого” в человеке. И лишь раскрывая диалектическое единство в специфические противоречия в системе “человек - общество”, можно обнаружить источник их саморазвития и их оптимальную согласованность. А это значит, что процесс обогащения человеческой сущности не может сводится к изменению какого-либо одного компонента рассматриваемой системы. Преобразованием всех составляющих ее компонентов ( и общественных отношений, и предметной среды, и духовного мира человека, и его потребностей) возможно достижение качественно нового типа личности. Так что преобразование и развитие сущности человека происходят в неразрывном единстве с перестройкой всех сторон общественной жизни, ориентированной на реализацию возможностей заложенных в существующем строе.
ВВЕДЕНИЕ
В философских и в социологических исследованиях немало сделано в плане изучения человека, его роли в общественном развитии. Определенные достижения имеются в разработке проблем детерминации личности, роли социальной среды, изменений в системе ее ценностных ориентаций с учетом реальной социальной структуры общества. Однако осмысленность проблемы становления и развития человека в условиях современной общественной системы во многом не отвечает потребностям социальной практики. Чем глубже теоретическое исследование, тем действеннее оно в практическом плане, тем шире его познавательные возможности . Вместе с тем имеющийся научный потенциал в области изучения проблем человека в неполной мере использовался педагогической деятельностью в практике обучения и воспитания.
Данная работа ставит перед собой цель выяснить с философских позиций сущность, цели, задачи и методологию воспитания. Эта цель предполагает обращение к исторически сложившимся в философии взглядам на воспитание, а также выяснение влияния сложившейся системы философских взглядов на сущности и человека и вытекающей из этого философии воспитания и как это сказывается на понимании характера развития индивидуальности и ее взаимодействия в обществе.
Философский анализ этой цели привело к пониманию воспитания как общественно значимой сферы деятельности. Это поставило автора настоящей работы перед необходимостью сформулировать вторую цель работы, которая заключалась в том, чтобы выяснить характер взаимодействия и взаимовлияний общественного и индивидуального в процессе воспитания. Эта цель предполагает решение следующих задач:
Во - первых выявить закономерности индивидуального развития в условиях конкретной системы воспитания, а так же конкретных форм общественных отношений.
Во - вторых раскрытия понимания воспитания и педагогической деятельности как формы реализации общественного сознания.
В первой главе рассматривается понятие воспитания, необходимые цели и задачи, а также то как понимали сущность воспитания и его необходимость для развития государства и общества философы со времен античности вплоть до таких философов как Гоббс Т, Локк Дж. И Коменский Я.А.. Выявлены закономерности индивидуального развития в условиях конкретной системы воспитания, а также конкретной формы общественных отношений. Показано влияние понимания сущности человека на интерпретацию характера развития индивидуальности и ее взаимодействие с обществом.
Вторая глава раскрывает сущность воспитания как общественная деятельность раскрывает основные понятия и проблемы. Человек не является простым отпечатком форм обучения воспитания, наличных обстоятельств и видов деятельности, хотя они во многом детерминируют содержание и меру реализации их творческих сил. Субъективный мир человека, проявляясь в интеллектуальных и эмоционально-волевых формах, гораздо шире и многограннее. Философский анализ развития человека как индивидуальность и как социально- сформированного субъекта несомненно важен в воспитательной деятельности. В главе раскрыты основные диалектические противоречия процесса воспитания, взаимовлияние системы воспитания и общественных отношений. На основании понимания воспитания как формы общественного сознания подчеркивается необходимость педагогического всеобуча в целях формирования педагогической культуры. В главе также делается акцент на необходимости развития современной концепции педагогического сознания, основанной на методологии диалектического познания с учетом реалий современной российской действительности..
В заключении подводятся наиболее важные с точки зрения автора итоги данного философского исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Исходя из понимания воспитания как преимущественно общественной деятельности по формированию личности вытекает, что принятие и решение любых социально-практических задач, будь то хозяйственные, правовые или какие-либо другие, предполагают высокую культуру ценностных критериев, что способно обеспечить лишь воспитание, ориентирование на духовно богатую, нравственную личность. Ибо только человек, впитавший в себя высшие ценности способен творчески, ответственно решать насущные задачи общества, активно участвовать в духовно -нравсвенном его возрождении.
На основании рассмотренных материалов можно сделать вывод как о позитивном, так и о негативном влиянии на развитие индивидуальности сложившейся системы общественных отношений и воспитания. В работе раскрыта активная роль воспитуемого, становящейся индивидуальности в процессе воспитания.
Демократизация общества как основная цель коренных реформ может осуществиться лишь одновременно с демократизацией личности. Очевидно, что деформированное общество не могло не породить и деформированные личности. В этом негативном процессе оказалась задействованной и функционирующая в обществе система воспитания и образования, которая ориентировалась на идеализированные нормативные модели не существующей личности, наделяя ее такими качествами и свойствами, проявление которых было практически несовместимо с реальными условиями ее жизнедеятельности. Отчуждение человека от общества , собственности, власти, но и от своей внутренней сущности становилось преградой на пути ее становления. Лишь в условиях демократизации возможен переход к воспитанию личности, обладающей чувством собственного достоинства и нравственной свободой, способной делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Долгие годы бытовавшие в практике воспитательной деятельности убеждения: что человек может рассматриваться лишь как объект соответствующего воспитательно-формирующего воздействия, уйдет в прошлое. Только тогда станет возможным отношение к нему как творческому субъекту.
Предпосылкой осуществления принципа: ”Человек - высшая ценность общества” является изменение в ценностной ориентации людей, чтобы девиз: ”Цель человека - быть многим...” стал реальностью, необходимо формирование потребности в саморазвитии, самореализации, творчество? Ведь в процессе становления личности проявляются как общественно-необходимые тенденции, так и свободное развитие творческих сил человека, ибо каждый человек создает свой особый неповторимы мир.
В работе показано, что воспитание должно опираться преимущественно на диалектические методологические основания, что выдвигает ряд требований к современной концепции педагогического сознания с учетом современных общественных условий.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.,1978 - с.141На нынешнем этапе есть важное обстоятельство которое препятствует нормальному протеканию процесса воспитания, отношение между нравственностью и экономикой. Прошедшее в обществе разрушение личностного начала оказалось очень тесно связанным с утратой экономической самостоятельности, поскольку последнее влечет за собой лишение человека ответственности и возможности нравственного выбора. Рыночная экономика предлагает экономическую самостоятельность: не все люди еще готовы и хотят быть самостоятельными, а значит брать на себя определенную ответственность. Поэтому данные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без воспитания личности, расположенной к новой экономической ситуации, развитие общества будет чрезвычайно замедленным. И наоборот, лишь экономическая самостоятельность , независимость могут стать истиной предпосылкой формирования свободной, самостоятельной инициативной личности.
Итак, необходима реформа в воспитательной деятельности, опирающаяся на духовно-нравственные ценности: означает - возвращение воспитания к личности как основному его предмету и цели, насыщение содержание воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности, нравственности, организацию воспитания как гуманной, направленном на оказание помощи дети в их духовно-нравственном и социальном становлении и разрешении конкретных жизненных проблем - возвращение к индивидуальности и самобытности личности, что означает решительный отказ от “валового” подхода в воспитании и признание каждой отдельно взятой личности, высшей ценностью воспитания. Развитие субъективных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера становится главной заботой воспитателя.
Необходимость в непрерывном, комплексном подходе в воспитательной деятельности.
Формирование педагогического сознания и существенное повышение педагогической культуры как у воспитателей, так и у родителей: обретение ими нравственных педагогических позиций. Возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в них главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
Аристотель Этика - СПб., 1908
Бондаревская Е.П. Воспитание как возрождение гражданина - Ростов- на- Дона, 1995
Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. - М.,1978
Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее// Советская педагогика, 1990, №7
Гурова Р.Г. Социальная проблема воспитания - М.,1981
Гегель Г Работы разных лет в 2-х томах - М., Мысль, 1971
Гегель Г. Собр.соч. - М., 1956, т.3
Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи - Кишинев, 1969
Днепров Э.Д. Школа и общество. Новое педагогическое мышление - М., Педагогика. 1989
Зинченко Г.П. Становление системы непрерывного образования// Философские науки, 1987, №2
Зоткин А.О. Философские основания педагогической деятельности - Томск, 1997
Кант И. Собр.соч. - М.,1964, тт - 3, 4
Кумарин В. Педагогика: необходимость перемен// Коммунист, 1987, №15
Локк Дж. О воспитании
Материалы Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура - М.,1955
Проблемы воспитания личности в истории философской мысли и современности./ Межвуз. Сб. науч тр. - М.,1987
Педагогические воззрения Платона и Аристотеля/ Пч. Изд. Газеты «Школа и жизнь» - 1916
Салимова Кадрия - Улькер- Исмаил. Вопросы воспитания и образования в трудах зарубежных педагогов марксиситов - М., Педагогика, 1980
Соловьев Л.П. Человек как объект и субъект воспитания. Основы философии воспитания - Ниж. Новгород, 1995
Философия и педагогика проблемы взаимосвязи/ Сб. науч тр. - Свердловск, 1988
Философский энциклопедический словарь - М., Совецкая энциклопедия, 1989
Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания - Л., Наука, 1982
Шварцман К.А. Философия воспитания - М., Политиздат, 1989
Шварцман К.А.
Этика и мораль. Философско- эстетические проблемы воспитания/ сб.науч.тр. - М.,1990
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5