Реферат
Тема:
Воспитание интереса к профессии, у учащихся
Выполнила: Иванова А.А.
Содержание
Введение
1. Работа с новым контингентом учащихся
2. Формирование профессионального интереса в процессе обучения
3. Воспитание интереса у учащихся к профессии во внеурочное время
Заключение
Список использованной литературы
Под профессиональным интересом понимаются устойчивая социально-психологическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально - волевом, положительном отношении к избранной профессии. А такое отношение личности к профессии выступает в диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. В конечном счете, он способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания училища по избранной профессии одно из важных направлений педагогического процесса. Профессиональный интерес выступает как один из глубоких внутренних мотивов трудовой деятельности. Он непосредственно влияет на успешность овладения специальностью. Несомненно, и то, что в закреплении молодых рабочих в селе, в их профессиональной устойчивости наряду с созданием хороших условий труда и быта важную стабилизирующую роль играет интерес к избранной профессии.
Обучение и воспитание квалифицированного рабочего имеет свою специфику: здесь учащиеся больше заняты физическим трудом, чем их сверстники в городах. Начиная с первого курса, они работают на полях и фермах учебного хозяйства, непосредственно знакомятся с особенностями сельскохозяйственного производства с мощными тракторами. Высокопроизводительными комбайнами, комбинированными агрегатами, специализированными транспортом, средствами комплексной механизации и автоматизации, многообразием механизированных работ. Профессия, получаемая в сельской местности требует выработки у учащихся особых профессиональных качеств и развития сенсорных способностей, воспитания у них интереса к любви и технике, к природе, к земле, уважения к труду сельских тружеников. Эта профессия требует выработки у учащихся высокой сознательности и особых профессиональных и волевых качеств.
Формирование у учащихся устойчивого профессионального интереса представляется важным с нескольких сторон: с воспитательной - интерес к профессии служит основной трудового воспитания, с дидактической - интерес к профессии есть один из наиболее сильных мотивов учения; с психологической - интерес к профессии вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью; социально- экономической - глубокий стабильный интерес к профессии повышает профессиональную устойчивость молодых рабочих - выпускников профтехучилищ.
Интерес к профессии способствует развитию способностей самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные навыки и умения, что очень важно, когда быстро стареют знания, совершенствуется сельскохозяйственная техника и сам технологический процесс. Во время учебы у будущих рабочих формируется основы профессионального интереса, включающей в себя:
-понимания социальной ценности и величия труда.
-привязанность к земле и рачительное отношение к ней ;
- интерес к сельскохозяйственной технике и стремление работать на ней №
-глубокие и прочные знания научных основ и экономики сельскохозяйственного производства;
- высокую техническую культуру, культуру труда в сочетании с общей культурой;
- трудолюбие, верность трудовым традициям старших поколений, потребность работать по избранной профессии.
Процесс профессионального самоопределения в ранней юности противоречив, сложен и динамичен. Вместе с тем ранний юношеский возраст - это пора активной деятельности. Для этого возраста характерна обостренная чувствительность на отношение к окружающим. В то же время подросток во многом строит свое поведение на основе самооценки и критического отношения к поступкам сверстников и взрослых. Стремление к самоутверждению себя как личности ради товарищей и взрослых - явление положительное и закономерное. Работа педагогического коллектива по комплектованию училища начинается задолго до начала учебного года. Система ориентации учащихся разрабатывается и утверждается педагогическим советом. Работники училища знакомят школьников с профессией, рассказывают об учебе и жизни училища, для школьников организуются экскурсии. Здесь их знакомят с его историей и традициями. Ребята присутствуют на занятиях, посещают столовую, им показываю выставку технического творчества. Непосредственное знакомство с училищем помогает школьникам составить собственное мнение об учебном заведении, позволяет им соотнести свои жизненные и профессиональные устремления с возможностями их реализации в училище. Следует отметить, что многие первокурсники в ответе на анкету указали, что именно знакомство с училищем окончательно определило их профессиональный выбор. Инженерно - педагогические работники принимают активное участие в подготовке и проведении совместно с органами образования разные слёты, готовят выставки, демонстрируют подготовленные кинофильмы о жизни и учебе учащихся, организуют встречи с бывшими своими выпускниками.
Первые впечатления имеют важное значение для дальнейшего его профессиональной ориентации, определяют самочувствие и позицию в новом коллективе, непосредственно сказываются на процессе формирования у него нового динамического стереотипа, взамен строго созданного на основе прошлого опыта. Начальный период адаптации связан с определенными трудностями: большая нагрузка, оказавшихся в незнакомой среде сверстников и взрослых, незнакомый технический язык первых занятий, неуверенность в себя, боязнь оказаться неспособный к избранной профессии, строгая регламентация жизненного клада. Все это проявляется в своеобразном психическом состоянии, которое выражается в критическом отношении к новой обстановке, тоске по дому, тяге к уединению.
Беседы-с учащимися, письменные опрос большой группы первокурсников в течение ряда лет позволяет утверждать, что такое психическое состояние переживает подавляющая часть новичков.
Хорошие знания мастером индивидуальных особенностей своих воспитанников, их отношения к будущей профессии во многом определяет систему педагогической работы, направленную на быстрейшую адаптацию учащихся к новым условиям жизни и учебы. Суть этой работы заключается в следующем:
- с первых дней пребывания мастера и преподаватели выясняют жизненные устремления первокурсников;
-каждый воспитанник слышит от мастера, преподавателя слова одобрения, поддержки, благодаря чему у него формируется уверенность в том. Что он успешно справиться со своими новыми обязанностями;
-постоянное общение педагогов с учащимися во внеучебное время используется как важное средство создания здорового психологического климата в среде новичков;
-вся система учебно-воспитательной работы направлена на создание социальной значимости избранной профессии, раскрытие профессиональной перспективы, воспитание у них чувства гордости за училище;
- усилия мастера группы и классного руководителя концентрируется на формировании и сплочения ученического коллектива, на создании в группе благоприятного микроклимата.
Мастер комплектуемых групп в первые недели занятий, как правило, освобождаются от внеучебных работ в училище. Их главная задача - работа с новым ученическим коллективом. Первая индивидуальная беседа мастера с новичком - это начало становления личных взаимоотношений между ним и. От его доброжелательности и искренности во многом зависит, как сложиться в дальнейшем эти отношения. Установившиеся связь воспитатель - воспитанник в ходе общения получает сове последующие развитие. Характер этой связи становиться важнейшим условием успехов или неудач мастера в работе с группой. В беседу включают, как правило, такие вопросы: каков состав семьи, где работают родители. Что привлекает в профессии, чем любит заниматься в свободное от учёбы время, думает ли в будущем продолжать обучение, какие есть просьбы, и т.д.
Беседы, контакты весьма необходимы учащимся. Ведь дружеское общение - одна из важных нравственных потребностей личности в раннем юношеском возрасте. Общение с ними оказывает сильное влияние на учащихся. К первому знакомству с воспитанниками нужно готовиться не менее тщательно и продуманно, чем к первому уроку. Очень важно внимательно встретить новых учащихся, устроить их, дать им почувствовать, что в училище они не одиноки, что каждый из них в поле зрения мастера и преподавателя, что группа - это их новая семья. Впервые месяцы учебы особое внимание должно быть уделено выработке у учащихся навыков правильной организации учебно-производственного труда. Учитывать своеобразие этого периода значит, прежде всего, помогать учащимся полнее раскрыть свои способности и творческие силы, проявить активность, самостоятельность, инициативу, стимулируя тем самым их идейно-нравственный и профессиональный рост.
Основу такого педагогического стимулирования составляют:
-уважение к личности учащихся;
-доброжелательность. Справедливость и тактичность;
-взаимопонимание и сотрудничество.
-педагогический оптимизм;
Разнообразие мотивов поступления в училище и выбора профессии требует от педагогов дифференцированного подхода к воспитанникам, особенно в начальном периоде обучения.
При рассмотрении наиболее эффективных методов и средств формирования интереса к профессии у учащихся в процессе производственного и теоретического обучения целесообразно исходить в следующих положений:
-При педагогически правильной организации учебного процесса интерес учащихся к избранной профессии, вызывая у них удовлетворение выбором. Что в своем очередь непосредственно отражается на успешном овладении профессией.
Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональное потребности», удовлетворения которого способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение.
Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний, что связано с выработкой новых динамических стереотипов. Развития новых критериев по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и взрослым.
Побуждая интерес к знаниям мастер, преподаватель дают тем самым психологический импульс для укрепления профессионального интереса.
Профессионализация обучения связана с глубокими интеллектуальными и эмоциональными переживаниями учащихся, вызываемыми изменениями, которые возникают и происходят в процессе учебно-производственной деятельности.
Страницы: 1, 2