Рефераты. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ

Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды --неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Ученые предостерегали педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки определенных умений, от превращения в самоцель овладение техническими навыками. Знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения.

Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития школьников. Интерес -- обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Д.Б.Кабалевский создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного обогащения человека.

О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке ученый называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.

Важные идеи при анализе понятия "музыкальный интерес" высказаны известным музыковедом А.Н. Сохором. Анализируя понятие "музыкальный интерес", автор выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В основе интереса к музыке лежит знание, приобретаемое в процессе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции являются побудительной силой к определенным действиям и влияют на поведение индивида в целом. Исследования Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Зубачевской, Т.Д. Сусловой также отражают структуру музыкального интереса. Авторы указывают на единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Однако Е.Я. Бурлина пишет, что познание носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает, что основой музыкального интереса является познавательный элемент. В исследовании Т.Д. Сусловой определены показатели развития музыкального интереса. К ним относятся эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный характер музыкальных знаний и умений, наличие отношения к музыкальному произведению, проявление себя в креативной деятельности, развитие творческого мышления.

Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы старших дошкольников не были предметом специального научного исследования.

В работах, имеющих непосредственное отношение к детям старшего дошкольного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается не достаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

II. Изучение возможностей применения компьютерных обучающих программ с целью развития интереса к музыке

2.1 Значение и анализ возможностей компьютерных обучающих программ в формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста

С появлением примеров компьютерного обучения к созданию компьютерных обучающих программ приобщились десятки тысяч педагогов - специалистов в различных областях знания, чаще всего в технических науках. В разрабатываемых ими программах, опираясь в основном на интуицию и практический опыт, они воплощали свои представления о преподавании конкретных дисциплин с помощью компьютеров. Педагоги-теоретики долгое время оставались в стороне от этого нового направления в обучении. В результате до сих пор отсутствует общепризнанная психолого-педагогическая теория компьютерного обучения, компьютерные обучающие программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют

· активизировать воспитательно-образовательный процесс;

· повысить наглядность в предъявлении материала;

· сместить акценты от словесных представлений к практическим и наглядным действиям;

· повысить интерес к музыкальным занятиям.

В последнее десятилетие действует очень настоятельный социальный заказ в отношении всего, что связано с компьютерами (в подготовке специалистов по компьютерам и их применению, в развитии компьютерных технологий, в распространении компьютерной грамотности - умению использовать компьютер для решения разнообразных прикладных задач в различных сферах профессиональной деятельности).

Действию скрытого социального заказа мы обязаны появлением большого числа «компьютерных» талантов и дарований. Сфера деятельности, связанная с компьютером, непосредственная работа на компьютере сама по себе обладает привлекательными чертами, втягивает в себя людей.

И что наиболее важно - компьютерная технология повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Новое в организации музыкальных занятий с участием компьютера, само изменение характера и содержания материала, изменение методов и приемов, используемых педагогом, способствуют повышению интереса к музыке.

В то же время, более тонкое использование возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией детей во время занятия. Здесь имеются в виду, в первую очередь, мотивирующие реплики обучающих программ, т.е. фразы, в которых обучающая программа оценивает действия ребенка и стимулирует дальнейшее обучение. Эти фразы могут иметь неформальный характер с оттенком юмора и создавать теплую партнерскую эмоциональную атмосферу при работе с компьютером. Важное значение имеют элементы игры в компьютерном обучении, звуковые и зрительные эффекты (звучание музыкальных мелодий, мигание и цвета на экране дисплея).

К сожалению, дети, проживающие в небольших городах, не имеют возможности посещать оперные театры, музыкальные театры для детей, консерватории и музеи. Использование КОП позволяют педагогам, пусть и виртуально познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства: дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Говоря о преимуществах, которые дает нам использование КОП на музыкальных занятиях, мы должны напомнить об огромной роли наглядных пространственных представлений в становлении музыкального восприятия. Исследователи, прежде всего, подчеркивают их значение в возникновении дифференцированного и целостного восприятия музыки, без которого её художественное познание невозможно вообще. Без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. Огромную роль в организации этой опоры как раз и могут сыграть компьютерные образовательные программы.

Применение КОП на музыкальных занятиях в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

2.2 Анализ музыкальных компьютерных обучающих программ, применяемых в настоящее время

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Однако важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра).

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера - это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Энциклопедия «Музыкальные инструменты». В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Для проверки знаний можно использовать раздел Викторина. В этом разделе дети должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для ребят только начинающих заниматься музыкой. Каждый ребенок любит играть. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, позволяют прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, развивают способности сравнивать, сопоставлять.

Применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка. 2.3 Опыт использования ОКП в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижневартовск

Коллектив педагогов МБДОУ ДСКВ № 62 города Нижневартовск заинтересовал вопрос возможности использования ОКП на музыкальных занятиях. С целью воспитания интереса к музыке у детей старшего возраста были разработаны специальные презентационные циклы «Музыкальные инструменты», «Осень в произведениях А.Вивальди», «Ритмические гномики» и др. Однако эти занятия носили больше информационный характер, т.е. дети получали ту или иную информацию.. Нам же хотелось, расширить возможности использования компьютера и выйти за рамки простого транслирования информации.

Для этого был разработан цикл занятий, в основу которых легла компьютерная обучающая игра, разработанная ID COMPANY - «Мурзилка. Затерянная мелодия», предназначенная для детей 6 лет и старше. Выбор этот был не случаен: минимальные системные требования, красочный дизайн, увлекательный сюжет, а главное интересные обучающие задания делало возможным использования игры на занятиях.

Но, безусловно, использовать игру в том виде в каком она представлена разработчиками не представлялось возможным, так как игра во - первых рассчитана на одного игрока. Во - вторых - мы должны были учитывать требования к организации музыкальных занятиях в ДОУ.

Внимательно изучив возможности игры, мы приняли решение адаптировать её к условиям и возможностями ДОУ. Поскольку сюжет игры предполагало пошаговое выполнение задания, мы разбили его на отдельные темы, т.е. одно задание - это тема одного занятия. Детям транслировалось изображение на большой экран с помощью мультимедийной установки, время работы с ОКП - 10-15 минут. Однако нам не хотелось допускать отсутствия двигательной активности детей на занятии, и подчинить все происходящее только компьютерной игре. Поэтому мы разработали дополнительные музыкальные дидактические и подвижные игры, творческие задания, двигательные разминки, которые соответствовало сюжету игры.

Наблюдения показали, что занятия с использованием ОКП проходили с большим оживлением и неподдельным интересом со стороны детей. Опираясь на красочное увлекательное действие, дети лучше усваивали тот или иной материал.

Анализируя опыт по использованию ОКП на музыкальных занятиях, мы пришли к выводу: детям интересно не только наблюдать за происходящим, но и важно самостоятельно действовать т.е. манипулировать «мышкой». Учитывая это, творческая группа педагогов ДОУ решила изменить принцип работы с ОКП: изменена форма организации занятия - теперь занятия планируется проводить подгруппой и использовать устройство USB с несколькими выходами для подключения «мыши».

На наш взгляд это даст возможность всем детям участвовать в общей игре, и при этом каждому самостоятельно выполнять игровые действия компьютерной программы, что будет способствовать ещё большему развитию интереса к музыке.

Заключение

Применение компьютерных обучающих программ в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

В настоящее время, материал, относящийся к педагогической сфере компьютерно-музыкальной деятельности, находится еще в немалой степени на стадии выявления и собирания. Обобщающие его характеристики в исследовательской литературе даются преимущественно с точки зрения общих достоинств применения компьютерно-технических средств в сфере обучения и развития, и в большинстве случаев касается только практики использования ИКТ в школе.

Анализ компьютерных программ показал, что в настоящее время для детей дошкольного возраста специализированных музыкальных образовательных программ с использованием ИКТ практически нет.

Cоздание новых методических информационных комплектов будет способствовать качественному изменению педагогических методик, позволит улучшить результат развития и обучения и добиться поставленной нами цели - повышению интереса к музыке.

Литература

1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада -- к начальной школе) [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.

3. Глушков, В. М. Основы безбумажной информатики [Текст] /

В. М. Глушков. - Изд. 2-е. М.: Наука, 1987.

4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. - М., 1998.

5. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников [Текст] / О. П. Радынова. - М.: МИГУ, 1997.

6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / под ред. Л. А. Венгера / науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Аккад. пед. наук СССР.- М. : Педагогика, 1986.

7. Свириденко, С. С. Современные информационные технологии [Текст] / С. С. Свириденко. - М.: Радио и связь, 1989.

8. Советов, Б. Я. Информационная технология [Текст] / Б. Я. Советов; М.: Высшая школа, 1992.

9. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 - 7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. - Екатеренбург: Деловая книга, 2001.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.