Рефераты. Воспитание граждан в наше смутное время: проблемы и решения

Система «механизмов» гражданско-политического воспитания включает в себя способы и приемы просвещения, прямого воздействия на сознание детей с помощью слова. Необходимость решительного искоренения пустословия, демагогии, формализма, примитивизма в общественной жизни, в общении с детьми приобретает особый смысл. Своим непосредственным восприятием учащиеся улавливают фальшь, бездушие и протестуют нарушением дисциплины, полным отключением внимания.

В опыте передовых учителей прямое воздействие на детское сознание с помощью слова характеризуется правдивостью, глубиной, убежденной личной заинтересованностью и стремлением к побуждению детской сознательности. Уроки, классные часы, другие формы гражданского воспитания детей требуют от классного руководителя, учителя разносторонней и тщательной подготовки.

Действенность педагогического обращения к детскому сознанию проявляется в пробуждении у школьников внутреннего стремления к политическому самообразованию. Самостоятельная работа с книгой, подготовка докладов политического содержания, участие в обсуждениях -- все это порождает и упрочивает потребность в политических знаниях.

Прямое обращение к сознанию детей в целях гражданского воспитания не будет давать срывов, когда школьники параллельно вовлекаются в общественно полезный труд и общественную деятельность по самоуправлению, участию в общественных делах. Особенно важно, когда в процессе гражданского воспитания школьники непосредственно участвуют в преодолении реальных противоречий, остро ощущаемых и переживаемых ими самими.

Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную обломовщину, стремление замкнуться в кругу узколичных эгоистических интересов. Переживание школьниками психического состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудового и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в сознании молодежи благодатную почву для восприятия антиобщественных, антиконституционных влияний.

Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимся обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.

Слабая связь жизни детей с трудом создает почву для укрепления догм мещанского обыденного сознания, которое является благоприятной средой для упрочения в детском сознании асоциальных идей, извращенных фактов, лживых сведений. Разрешение противоречий, устранение недостатков осуществляется в целостном воспитательном процессе, органично связанном с жизнью и производительным трудом. Гражданское сознание подкрепляется формирующимся нравственным, правовым, эстетическим. В свою очередь, оно является мощным стимулом нравственной активности, трудовой, общественной, творческой деятельности детей, проникает в другие виды общественного сознания, пронизывает их,

Завершают систему воспитания гражданского сознания школьников критерии гражданской зрелости. Всеобъемлющим критерием является единство слова и общественно ценного дела. Гражданская сознательность ребенка проявляется в направленности его поступков. Гражданская воспитанность предполагает овладение политической культурой: политической грамотностью, способностью переживания высших гражданских чувств, потребностью проявления общественной активности, стремлением к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях и кампаниях.

2. Патриотическое и интернациональное воспитание детей

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Гражданско-политическое воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Планета Земля представляет собой единую экологическую систему. Растут и расширяются экономические, политические, культурные взаимосвязи всех стран. Мировое сообщество, объединившееся в ООН, оказывает влияние на решение глобальных и региональных проблем. Но единство мира -- это одновременно и борьба противоположностей, возникновение и обострение противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации люди должны разрешать политическими средствами, мирным путем. В преодолении глобальных противоречий могут и должны внести свой вклад школа и педагогика всех стран, независимо от их общественного строя и политической системы, национальных различий и отношения к религии.

Сущность общечеловеческих аспектов гражданско-политического воспитания заключается в формировании у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Для школы и педагогики общечеловеческое воспитание есть органическая часть гражданско-политического, определяемая гуманизмом научного мировоззрения и его идеалом -- всесторонним развитием человека. Исторический спор о социальной справедливости может быть решен только в условиях мирного сосуществованияя взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, соперничества в экономической, культурной области, уважения суверенитета, права каждого народа самостоятельно выбирать путь социально-экономического развития.

В содержание общечеловеческого воспитания входит, прежде всего, разоружение, борьба за мир, против ядерной угрозы, за выживание людей на Земле, а также ликвидация последствий стихийных бедствий. В этой борьбе объединяются люди различного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Вместе с общественными организациями, родителями, наставниками в нее включаются и дети.

Другая проблема -- загрязнение окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов, борьба с голодом и эпидемиями. Эти отрицательные явления промышленного производства, нищеты и антисанитарного состояния могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Одна из острых проблем -- обеднение художественной культуры, размывание созданных человечеством духовных ценностей. Практика массовой псевдокультуры ведет к оскудению и разложению духа людей. Наконец, проблема международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.

Функциями общечеловеческого воспитания являются: развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению; обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество художественной культуры.

Основное противоречие общественного воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой,-- среди части молодежи существует бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, питающие свободное общение детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание процессов, происходящих в мире, расширяется кругозор. Наконец, школьники принимают непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено в процессе обучения. Помимо специального «Урока мира», учащиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках истории и других общественных дисциплин, которые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). На уроках музыки школьники разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связанные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры. На уроках физики они знакомятся с научными данными, которые добыты в результате тесного сотрудничества и совместных исследований российских и зарубежных ученых.

В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями России в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение учащимися деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем является знание и понимание их детьми. Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность, побуждаемая высокими и благородными мотивами сохранения мира, природы, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.