Рефераты. Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе вокальных упражнений в условиях центра детского творчества

Таким образом, получается, что сила и продолжительность голосового звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха. Следовательно, научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания делая его отрывистым или связным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот.

Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

Артикуляция - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией [13].

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Эстетичное открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губа-ми, активно произносящими согласные.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа [5].

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.

Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала". А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.

В вокальной педагогике широко применяются термины «грудной и головной резонаторы». Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резонированием».

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса - головной и грудной. Действительно, при пении возникают достаточно ярко ощутимые вибрации как в области лицевой части головы - головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном - насыщен, «мясист». В некоторых случаях эти ощущения бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает головокружение. Когда голос хорошо резонирует, голосообразование совершается особенно легко. Эти ощущения и вызывающие их физические явления играют значительную роль в певческом голосообразовании.

Грудное и головное резонирование - важные ощущения певца, позволяющие ему, верно, судить о качестве тембра своего голоса и о характере работы голосовых связок. Головное и грудное резонирование - не причина головного и грудного характера голоса, а следствие того или иного типа работы голосовой щели. Головной резонатор не имеет выхода наружу и потому ничего к звуку непосредственно добавить не может. Резонаторные ощущения в сильной степени рефлекторно стимулируют работу гортани, поэтому при резонировании пение облегчается. Практически надо стремиться к такому звучанию, когда и головной и грудной резонаторы отзвучивают одновременно. Это соответствует смешанной работе голосовой щели и дает возможность избежать регистровых переходов.

Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью - только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как бережно относиться к своему голосу.

2. Практическая работа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений

2.1 Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников.

Сейчас Центр детского творчества - это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от 4 до 18 лет, стабильный педагогический коллектив. Высшее образование имеет 23 педагога, 5 педагогов с Высшей квалификационной категорией. Коллектив Центра детского творчества стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности. За эти годы выпущено 300 выпускников, которыми были выданы свидетельства об окончании, 25 выпускников избрали профессию музыканта, из них 7 педагогов сейчас работают в Центре детского творчества.

В своей деятельности Центр детского творчества удовлетворяет образовательные потребности граждан в области музыкального образования и художественно-эстетического воспитания, учитывая особенности и национально-культурные традиции региона.

Несмотря на то, что он расположен в центре города, в нем обучаются дети из всех районов г. Серова и даже Серовского района. Центр детского творчества сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями: Центром эстетического воспитания, Детской музыкальной школой, центром досуга, театром, Дворцом культуры металлургов, Дворцом культуры железнодорожников, со средними образовательными школами №27, 1, 7, 14, 20, 22, Школой раннего развития, дошкольными образовательными учреждениями. В плане интеграции дополнительного и общего образования ежегодно создаются профильные группы музыкально-эстетической направленности при школах города и детских садах.

Центр детского творчества располагается на первом этаже трехэтажного здания, построенного в 1987 году, имеет 11 учебных кабинетов, библиотеку, студию звукозаписи, студию видеозаписи, детский буфет. Все учебные кабинеты оснащены современным оборудованием.

Центр является многопрофильным учреждением дополнительного образования, осуществляет образовательный процесс и организует развитие творческой деятельности воспитанников в различных областях культуры. Специфика работы заключается в том, что образовательная и творческая деятельность воспитанников организуется по разнообразным программам в различных областях искусства: музыкального, изобразительного, хореографического, эстрадного, театрального.

Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, но коллектив Центра выделяет следующие из них:

1. благоприятная эмоциональная атмосфера;

2. творческие занятия должны доставлять радость;

3. нужен интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение;

4. уважение результатов работы маленького творца.

При организации образовательного процесса важна:

* свобода выбора - принцип предполагает, что дети выбирают направление в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями;

* деятельность - ребенок живет реальной жизнью, которая ему интересна, отвечает его потребностям, в которой используется различная деятельность: игра, труд, творчество, поиск, проведение досуга;

* научность - знания, полученные на занятии научны;

* сотворчество - объединение детей и взрослых в единое сообщество в целях развития личности ребенка и педагога, единство образовательного и воспитательного процесса;

* самостоятельность - выбор ребенком маршрута своего развития, самостоятельность действий, принятия решения и ответственности за этот выбор;

* сотрудничество - учащийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно - педагогам, учащимся, родителям. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает, это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, отвечать за работу в группе, помогать другим.

Образовательный процесс Центра построен на принципах единства обучения и воспитания. Организация учебно-воспитательного процесса характеризуется следующими особенностями:

- учащиеся проходят обучение в Центре детского творчества в свободное от основной учебы время;

- каждый ребенок может выбирать образовательные направленности, отвечающие его интересам и склонностям;

- ребенок может выбирать объем и темп освоения образовательной программы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.