Рефераты. Внешкольное воспитание в дореволюционной России

ШЛЕГЕР Луиза Карловна ( 1863 -1942) - советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию и начальному обучению. В 1905 г. организовала первый в Москве народный детский сад, затем городское училище по специальной программе, где занятия вели наряду с учителями-профессионалами студенты Московского университета и Петровской сельскохозяйственной академии. Открыла начальную школу, оформленную, чтобы обойти запреты властей, как «частную школу госпожи Адлер», где обучение велось по экспериментальной программе, составленной вместе с А.У. Зеленко. Привлекла С.Т. Шацкого к участию в создании московского общества «Сетлемент». После закрытия «Сетлемента» стала бессменным сотрудником Шацкого в руководстве московским филиалом общества «Детский труд и отдых», а после октября 1917 г. - Первой опытной станцией по народному образованию.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Шацкий С.Т. Детский труд и новые пути

//Пед. соч. - Т. 1. - С. 201-256

«...отмечу те мысли, которые обсуждали мы весной 1905 года в старою, заброшенном н пустом ломе под Москвой в любимое время вечернего чая, размеши-вая сахар деревянными палочками вместо ложек.

Не надо никакой предвзятости -- качнем попросту жить и будем вводить в эту жизнь то, что лучше вести создает живую детскую атмосферу, будем считаться только с тем, что мы увидим, а не с тем, что мы приду-маем. Мы не должны быть связаны, мы должны пост-роить детское дело, внимательно следя за жизнью. У детей нет предрассудков, они - настоящие творцы, полные верных инстинктов, чувств и мыслей, они лишены традиции, их подвижность и оригинальность - наши главные помощники; размеров той помощи, которую окажут нам. дети, нельзя достаточно оценить.

Дети во всем свете одинаковы - везде у них нечто свое, детское, они очень общественны и чрезвычайно быстро ассимилируются друг с другом. На всем свете и во всех странах у детей масса общих игр, занятий, привычек; русские ребята в Америке - настоящие ма-ленькие американцы. Поэтому надо держаться только того, что является общим для всех детей; такие общие основы только и могут дать настоящую постановку детской жизни.

У нас дети должны почувствовать себя маленькими распорядителями своей общей жизни; наша колония -- это детский кружок, который сам для себя создает за-коны. У каждого из нас, взрослых, есть воспоминания о совместных предприятиях, шайках, играх, кружках. Мы всегда собирались вместе подальше от взрослых и сами устраивали свою жизнь и всегда делали из этого тайну, Теперь нам надо только устроить, чтобы все эти «тайны» были самым законным делом. Только это и дорого. Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать свое общест-во. Самое главное у детей--их общественные ин-стинкты,

Мы -- товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые выраба-тывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участ-ников их жизни, ревностно исполняющих общие обязан-ности, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдемся с ними и добьемся искренних отношений...

Один из московских приютов соглашался отпустить к нам на лето несколько мальчиков...

...Жить рядом с детьми было и легко и очень трудно. Эта работа была неровна, шла как-то полосами, которые следовали друг за другом почти без всякой видимой связи, неожиданные для нас. Всякий раз, как шла живая работа и игра, возня, песня, шутки, купание, бег взапуски, прогулки, чувствовали мы себя легче и быстро проникались надеждами и строили планы на будущее; но когда наступали полосы усталости, оживление спадало, появлялось ощущение того, что дело идет как-то «не

так», что есть много вопросов, которые надо разрешитъ сейчас, не откладывая, но на то нет сил, ни мыслей, и тогда отношения с ребятами, такие естественные, близкие в моменты оживления, казались искусственными и ложными. Вот тогда и было очень трудно. Особенно часто это бывало по вечерам. Мы оба сильно уставали. Хотелось тишины, спокойного обмена мысля-ми, похить чаю с «клюквенным экстрактом» и лечь спать. Но тут и «начиналось».

Дети легче понимают друг друга, чем мы их, поэтому нужно, чтобы один-двое из ребят поняли нас, а осталь-ным они сумеют растолковать, что нам нужно, и более убедительным способом, чем то мы сами можем сде-лать. Завязать такие дружеские связи можно в беседе, во время работы, прогулки. Эти первые друзья возьмут на себя почин без нашего даже указания; к ним при-соединятся незаметно и другие. Короче сказать, нам были трудно, и мы ждали помощи от ребят. Вполне естественно, мы за помощью обратились к тем ребятам, которые выделялись из общей среды. У нас такими были бойкие друзья Вася Таланов и Ваня Жегунов. Мы с ними стали советоваться о наших делах, поручали от-ветственные дела -- сходить в лавку, затопить плиту, смотреть за книжками, которые кучкой лежали на окне; они чаще других входили к нам в комнату; у них часто бывали ключи от погреба; с ними мы перекидывались замечаниями, словечками,

Результаты сказались очень быстро. Оба приятеля бросили свои шалости, стали деловиты, и все стало кипеть в их руках. Они как-то «сразу» поняли нас, пер-вые брались за свою работу, и мы быстро почувствова-ли большое удовлетворение от сознания правильности своего «метода». Нам стало «легко»...

...Одно нам удалось безусловно: мы постигли тайну собственного превращения в детство. С детьми мы бы-ли сами почти дети. Эти настроения заражали их. Они окрасили в свой цвет и нашу трудовую жизнь и наши беседы, занятия и внутренние отношения. Все это при-няло интенсивный, почти стремительный характер. Ра-бота наша давала большое удовлетворение. Наши обыч-ные общественные работы--кухня и уборка комнат-- стали привычными...

...Был у нас с Устинычем поднят вопрос и о занятиях. Но нам хотелось чего-нибудь такого, что не отзывалось бы школой...

...Пусть мы начнем с маленького, будем ждать, пока дети сами начнут создавать свой клуб, свой общест-венный уголок, вроде как: это вышло в колонии. Мы предложим им занятную для них организацию, своего председателя, секретаря в каждой группе. Пусть маль-чики смешаются с девочками в общей работе...»

2. Документы московского общества «Сетлемент»

Устав

«Утверждаю»

Московский градоначальник

генерал-майор Рейнбот

...Общество имеет целью содействовать развитию и удовлетворению культурных и общественных потреб-ностей малообеспеченной и малокультурной части на-селения города Москвы, обращая особое внимание на врачебно-воспитательную работу среди подрастающе-го поколения...

П р и м е ч а н и е. Общество руководствуется в своей деятельности принципом полной беспартийности. (Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 58, л. 108. )

Из протокола заседания сотрудников «Сетлемента»

12 сентября 1906 года

А. У. Зеленко: Чем устав туманнее и неопре-деленнее, тем лучше, так как наша работа тогда не будет стеснена и ограничена администрацией. (Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 58, л. 80.)

Члены финансового комитета московского общества «Сетлемент»

Сытин И. Д. - гласный Моск. Гос. Думы, старшина церкви Воскресе-ния Христова, общества по-печительства беспризорным и освобожденным из мест заключения несовершеннолет-ним

Вундерлих P. Ф. - представитель фирмы Бруно Вунлерлих н «К°»

Останин П. В. - представитель торгового дома «А. Трапезников и К°» и русского фотографического общества

Кронлейн П. В. - учредитель торгового дома Гензель н Беренштам, попечитель о бедных евангелического исповедания

Каверин А. И. - член торгового дома «Каверин и К°» (шерстяные това-ры)

Волошинов Н. П. - директор-распорядитель Страхового общества

АпаринГ.И. - главный счетовод столичного попечительства о народной трезвости

Бурышкип А. В. - директор фирмы по торговле мануфактурой, попечитель приходской школы при церкви Ильи Обыденского, Николаевского благотворительного общества при Воспитательном доме, выборный Мос-ковского купеческого сословия; гласный Моск. Гос. Думы, член попечительств Московского Мещанского мужского и женского учи-лищ, старшина церкви Св. Великомученика Антипия.

(Вся Москва. - М., 1908; Краткий отчет правления общества «Сетлемент»

//Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 60, л. 10.)

3. Воспоминания воспитанника «Сетлемента»

«...Мне было 13 лет, когда я впервые, в 1908 году, по-пал в «клуб», как мы называли учреждение в Вадковском переулке, где зимою собирали ребят, проживаю-щих на ближайших улицах, в переулках и тупиках. По рассказам ребят, в этом «клубе» можно было ин-тересно проводить время: заниматься столярным, слесарным или переплетным ремеслом, получать книги для чтения, петь в хоре, участвовать в постановках спектаклей, заниматься историей, химией - словом, всем тем, что тебя интересует, по собственному выбору.

Здесь я впервые увидел С.Т. Шацкого, приветливо встречающего ребят в вестибюле здания общества «Детский труд и отдых». Он задушевно беседовал с каждым из нас, расспрашивал, где и с кем живешь, где учишься, помогал выбрать интересующее каждого из нас занятие. Я выбрал для себя занятия по столярному делу (руководитель И. И. Борисов, по истории А.A. Фортунатов и в кружке по пению В. Н. Шацкая).

Контингент ребят, посещавших «клуб», был очень различный -- преимущественно дети бедных родителей -- рабочих или мелких служащих, подростки--ученики различных мелких мастерских и фабрик в большинстве близлежащего завода -- и так называемые уличные ребята, среди них были такие «вожаки улиц», которые славились своим стажем по части приводов в полицию за воровские дела».

Из архива В. А. Изачик.

4. Из письма Н.О. Массалитиновой -- В.С. Пирусскому

«...В каждой группе предельное 15 человек; она носит свое определенное название,; напр. клуб русский, английский, клуб друзей, те щей, клуб «Заря», клуб «Ландыш», клуб австрийский и т. п.

Каждый клуб собирается 2 раза в неделю с до 8 часов. Внешняя организация каждого клуба такова: мальчики и девочки отдельно; ядро первых 2--3 клубов образовали дети, известные руководители всего этого дела. Члены в клуб принимаются баллотировкой по большинству голосов; желающий вступить новый член, если есть место (группа меньше 15-ти), по рекомендации члена принимается на 4 посещения кандидатом; смотря по поведению его выбирают членом. Из среды членов выбираются председатель и секретарь. Общее руководство делом и заседаниями принадлежит члену-сотруднику (взрослому), одному из тех, кто составляет группу устроивших эти клубы. Этот сотрудник среди детей является равноправным товарищем и как бы только помогает им вести заседания, разрешать вопросы, но не может давить на их решения. В младших группах (дети принимаются не моложе 10-ти и до 15-ти) он, собственно, фактически ведет заседания, особенно у девочек, вообще довольно вялых, ну а мальчики сами ведут свои заседания.

Каждый клуб имеет свои правила очень несложные, в общем все они сводятся к следующим: 1) число членов до 15; 2) председатель и секретарь выбираются на 1 месяц; 3) во время заседаний сидеть смирно, не мешать; 4) председатель имеет право делать замечания; 5) кто не слушается, того за дверь (подлинные слова из правил одного клуба); 6) кто пропустил 2 раза подряд и не объяснил причину отсутствия, тот исключается; 7) за шалость после предупреждений исключают...

В других клубах эти правила несколько варьируются, то более резкие, то более расплывчатые, но смысл приблизительно один и тот же. Внутренняя жизнь клуба состоит: 1) в занятиях и 2) в развлечениях, кроме заседаний. 1) Занимаются с сотрудниками разными предметами, устраивают экскурсии, прогулки; 2) раз-даются играми подвижными и сидячими: шашки, шахматы, лото и пр. Устраивают вечеринки, литературные вечера и спектакли.

Каждый клуб делает все отдельно, но часто приглашает к себе в гости и другие клубы. Иногда все клубы избирают общие комиссии по каким-либо вопросам, например: музыкальную, хорового пения, распределение мест бесплатных в театре и т. п...»

Из архива В. А. Изачик.

Литература

1. Внешкольные учреждения /Под ред. Л.К. Балясной. - М., 1978

2. Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент» // Сов. Педагогика. - 1985. - № 4.

3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. Ред. В.В. Давыдов. - М., 1993. - Т. 1.

4. С.Т. Шацкий: работа для будущего / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. - М., 1989

5. Сущенко Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях. - Киев, 1986

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.