Рефераты. Внеклассное преподавание биологии

Большое значение в развитии кружковой работы в школе имеет организация поощрения юннатов, выражающаяся прежде всего в записи выполнения ими полезных дел в общем дневнике кружка и систематическом «обнародывании» записей в сенной печати.

Массовые внеклассные мероприятия.

Это, например, биологические олимпиады, вечера, праздники, часы занимательной биологии, работа по охране природы. Они организуются учителем биологии с помощью кружковцев или группы учащихся, неоформленных в кружок, ученического актива школы.

Школьные биологические олимпиады проводят в два тура. Обычно за месяц до проведения олимпиады группа юннатов выпускает бюллетень о порядке ее проведения, вывешивает список рекомендованной литературы.

Первый тур олимпиады проходит письменно по нескольким вариантам, включающим по 2-3 вопроса, требующих кратких конкретных ответов. Для проведения второго тура олимпиады юннаты подготавливают живые и фиксированные природные объекты, чучела, таблицы, рисунки и фотоснимки растений и животных, анатомические препараты. Все это размещают по отделам: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология».

В каждом отделе участники олимпиады берут билеты с одним вопросом или заданием, требующим назвать растение, животное или сказать, чьи следы изображены на рисунке, либо кратко рассказать о каком-либо объекте, явлении.

Первый тур олимпиады можно провести и заочно. При этом в специально выпущенном бюллетене учащимся предлагается назвать биологические объекты, изображенные на рисунках и фотоснимках, указать, например, каким видам животных принадлежат следы, погрызы или другие проявления жизни, назвать те или иные органы и рассказать об их функциях в организме. В бюллетене указывается литература. Письменные ответы на вопросы учащиеся опускают в ящик, а затем их оценивают учитель и жюри, выбранные из юннатов.

Победители школьной олимпиады - претенденты на участи в районной или окружной олимпиаде.

Биологические КВН, получившие большое распространение в школах, проводят по примеру телевизионных КВН. Для проведения КВН обычно из нескольких классов (лучше параллельных) отбирают две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания готовит биологическое приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живой природе.

Заблаговременно готовится к КВН и ведущий из числа юннатов. для оценки работы команд во время состязания избирается жюри, в состав которого входит руководитель и актив кружка юннатов, классные руководители учащихся, принимающий активное участие в КВН, председатель ученического коллектива школы. Руководит всей работой учитель - организатор КВН. Он рекомендует участникам соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки игры, проводит консультации, дает советы, как можно интереснее реализовать те или иные задумки команд.

На биологические КВН приглашаются болельщики - все желающие учащиеся школы. Дату проведения КВН сообщают заблаговременно: в вестибюле школы вывешивается красочно оформленное объявление.

Часы занимательной биологии обычно организуются по классам или в параллельных классах. Длительность одного занятия - академический час.

Каждый час занимательной биологии (ботаники, зоологии или др.) кружковцы или отдельные учащиеся под руководством учителя готовят заблаговременно. Они подбирают из рекомендованной литературы необходимые сведения, компонуют их, готовят наглядные пособия. Когда занятиям придается игровая форма проведения (например, в форме путешествия), готовят ведущих.

На самом занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, называет пункты остановок, во время которых заранее подготовленные кружковцы сообщают интересные сведения о растениях (на занимательной ботаники), о животных (на занимательной зоологии) и т. п.

Ведущий может предложить участникам занятия отгадать какие-либо биологические загадки, решить кроссворды или чайнворды, ответить на вопросы викторины.

Подобным образом организуются различные биологические вечера, например «Лесные сокровища», «Путешествие на родину комнатных растений», «Как зарождаются суеверия» и т. д. Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовятся его занимательная часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды), номера художественной самодеятельности (стихотворения, инсценировки), художественное оформление, выставка натуралистических работ учащихся.

Ценность такой подготовки к проведению вечеров прежде всего заключается в том, что школьники приобщаются к самостоятельной работе с различной научно-популярной и справочной литературой (при этом расширяется их биологический кругозор), осмысливают и творчески перерабатывают найденную информацию. Важно, что при этом реализуется одна из важнейших задач школы, связанная с развитием творческой активности и самостоятельности подростков, умения ориентироваться в потоке современной информации. В случаях, когда учитель использует готовые сценарии и предлагает учащимся (докладчикам, ведущим) заучить тот или иной текст и пересказать его на вечере, учебно-воспитательный эффект проводимых вечеров невелик.

В проводимых школой массовых общественно полезных мероприятиях по охране природы, озеленению школьной территории принимают участие все школьники. Эту работу организуют администрация школы, учитель биологии, классные руководители, юннаты, школьный ученический актив.

Перед каждой массовой общественно полезной кампанией кружковцы выясняют объем и характер работы, получают необходимый инструктаж, приобретают соответствующие умения, а затем, распределившись по классам, знакомят школьников с предстоящей работой и во время ее проведения помогают им.

Дневник наблюдений. В процессе внеклассной работы необходимо выработать у кружковцев умения вести и делать зарисовки наблюдаемых явлений. Дневник должен быть принадлежностью каждого наблюдателя, как проводящего индивидуальные опыты и наблюдения, так и работающего по какой-либо общей теме.

Записи наблюдений дают возможность тщательно разобраться в наблюдаемом материале, установить невыясненные вопросы, позволяют найти допущенные ошибки, сделать необходимые выводы.

Ведение дневника - дело трудное, особенно для начинающего исследователя природы. Многие школьники не могут, а поэтому и не любят записывать наблюдения. Чаще это происходит из-за незнания, что нужно отмечать в дневнике наблюдений.

Ведению дневника наблюдений следует уделять особое внимание. Для этого в заданиях-инструкциях нужно указывать, что именно они должны записать. Полезно как можно чаще знакомиться с дневниками наблюдений и отмечать, чего в них недостает, какие записи можно было бы сделать на основании увиденного. На занятиях кружка целесообразно зачитывать записи из хороших дневников наблюдений. Способствует этой работе и организация специальных конкурсов на лучшее наблюдение. Участникам конкурса предлагают вести наблюдение за каким-либо одним животным уголка живой природы или за развитием и ростом какого-нибудь растения, выращиваемого в кабинете биологии, и на основе наблюдения написать рассказ.

Хорошие записи наблюдений нужно постоянно помещать в юннатскую стенную газету.

Внеклассная работа разнообразна, и поэтому не может быть принята какая-то единая форма ведения дневника.

В процессе выполнения работы часто бывает трудно описать увиденное. Поэтому полезно рекомендовать школьникам наряду с записями наблюдений делать зарисовки. Очень полезно помещать в дневниках фотоснимки наблюдаемых объектов.

Стенная газета, бюллетени, монтажи.

Большая роль в организации внеклассной работы по биологии и связи кружковцев с остальными школьниками принадлежит юннатской стенной печати - юннатским газетам, бюллетеням, монтажам. Основной недостаток в этом виде деятельности кружковцев часто проявляется в том, что они переписывают в «свои газеты» интересные сведения из журналов и другой научно-популярной литературы, почти не отражая в стенной печати работу кружка в целом и работу отдельных юннатов. Вместе с тем в школьную печать нужно помещать сведения о деятельности биологического кружка. Если намечается например, работа по сбору семян и плодов деревьев и кустарников, то в печати должны быть заметки о ее общественно полезной значимости. Затем в следующем номере газеты нужно дать серию заметок о достижениях школы и усердии отдельных учащихся в этом виде деятельности. В школьной печати должны быть отражены и результаты всех самостоятельных исследований кружковцев.

Выставки работ учащихся.

Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года.

На выставке могут быть представлены дневники наблюдений учащихся, фотоснимки сделанные в природе, коллекции и гербарии, выращенные растения и пр. Выставку можно назвать , например, «Летние работы учащихся», «Дары осени», «Работа юных натуралистов в лесном питомнике» и т. п. Отобранные на выставку экспонаты необходимо снабдить этикетками с указанием названия работы и ее исполнителя.

Выставка организуется в биологическом кабинете иди в школьном зале. Она должна быть открыта для посещения всех желающих (и учащихся, родителей) в послеурочное время. На выставке нужно организовать дежурство юннатов. Для ознакомления с работами учащихся полезно выделить экскурсоводов из числа лучших юннатов. Полезно иметь книгу отзывов, в которой будет дана оценка работы кружка юных натуралистов и отдельных кружковцев.

Заключение

«Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии». Верзилин Н. М., Корсунская В. М. - М.: «Просвещение» 1983. - с. 311 Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитывая их. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение. Широких Д.П., Нога Г. С. Методика преподавания биологии. - М., 1980. - с.159. Также внеклассные формы занятий способствуют развитию инициативы и коллективизма.

Во всех видах внеклассной работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии. Все виды внеклассных занятий связаны между собой и дополняют друг друга. При внеклассных занятиях осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Виды внеклассной работы позволяют вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе, причем последняя приобретает общественную направленность, что имеет большое значение для воспитания.

Внеклассные занятия, проводимые в системе всего процесса преподавания, развивают многосторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, практические навыки, их мировоззрение и мышление. Формы таких занятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у учащихся возникает интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных занятий и снова получает развитие и закрепление на уроке.

Интересы учащихся часто бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога - расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, любящего науку, умеющего исследовать природу. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

Литература

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: «Просвещение», 1983.

Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: «Лицей», 2005.

Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: «Учитель», 2004.

Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007.

Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В.,Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. - М.: «Просвещение», 1980.

Понаморева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Шарова И. Х., Мосалов А. А. Биология. Внеклассная работа по зоологии. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004

Бондарук М.М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах (5-11 классы). - Волгоград: «Учитель», 2005.

Елизарова М. Е. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир (2-3 классы). - Волгоград: «Учитель», 2006.

Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии (методическое пособие). - М.: «ТЦ Сфера», 2005.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.