Рефераты. Влияние задач-головоломок на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста

Дети способны представить возможные пространственные, качественные изменения в ходе решения не только предложенной им задачи, но и составляемой самостоятельно. Все это свидетельствует о развитии у них смекалки и сообразительности. При этом смекалку следует понимать как способность быстро устанавливать связи между частями задачи, направлять ход решения на верный путь, отбрасывать несущественные элементы задачи. Только на основе анализа условий задачи, самостоятельных умственных операций (обобщение, сравнение) становится возможным проявление смекалки.

По мере овладения детьми приемами решения задач изменяется соотношение их действий и рассуждений. В начале обучения воспитанники с трудом объясняют свои до конца еще неосознанные действия, поэтому и процесс поиска складывается в основном из одних практических проб. Словесное выражение хода решения отражено в замечаниях: «Эти возьму», «Сюда положу», «Так нужно» и др. Под влиянием упражнений у детей начинают преобладать рассуждения, действия же становятся более целесообразными, сокращается их количество. Меняется характер и роль самих рассуждений: от рассуждений, сопровождающих практические действия, к рассуждениям, предваряющим эти действия (выдвижение предположения). Кроме того, меняется качество рассуждений, которые сопровождают практические действия. Дети 6-7 лет аргументируют решение, доказывают правильность или ошибочность его хода, исходя из данных задачи и цели трансфигурации.

Задачи -головоломки геометрического характера целесообразно частично включать непосредственно в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к поисковым действиям детей. От занятия к занятию уточняется и усложняется анализ задач, характер поиска решения, уровень проявления самостоятельности мышления, сочетание действий и рассуждений.

Таким образом, для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития у старших дошкольников представлений о форме предметов

Знакомство с формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать форму предметов, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Форма- является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Поэтому целью экспериментального исследования явилось определение уровня развития у детей подготовительной группы представлений о форме предметов; разработка и апробация программы развития представлений о форме предметов у старших дошкольников в процессе применения задач-головоломок.

Задачи:

1. Выявить уровень развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы.

2. Разработать и апробировать программу развития представлений о форме предметов в процессе использования задач-головоломок у детей экспериментальной группы исследования.

3. Выявить динамику уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп.

Экспериментальной исследование проводилось на базе Усинской средней общеобразовательной школы «Образовательный центр», дошкольные группы. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.

2.1 Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.

Диагностика по методике состояла из 16 заданий (Приложение 1)

Задачи: выявить у детей представления о форме предметов (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, прямоугольнике, четырехугольнике, многоугольнике) и некоторых их свойствах. Проверить умение составлять из 2-4 фигур одну большую фигуру.

Материал: Набор из геометрических фигур разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего) и разного размера (большие и маленькие).

Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах:

0- ребенок не выполнил задание;

1- ребенок выполнил задание не полностью;

2- ребенок выполнил задание.

Наибольшее количество баллов по данной методике соответствует 16.

Таким образом, количественные показатели по данной методике следующие:

Высокий уровень- 26-32 баллов;

Средний уровень - 15-25 баллов;

Низкий уровень - менее 15 баллов.

Полученные данные заносились в протокол. (Таблицы 1 и 2)

Таблица 1 - Протокол обследования детей экспериментальной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

№ задания

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Катя Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

2

Андрей С.

1

1

1

2

0

1

1

1

2

1

1

1

0

1

1

1

16

3

Кирилл И.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

23

4

Катя С.

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

0

10

5

Артем А.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

0

1

1

1

1

20

6

Настя С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

7

Алиса А.

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

26

8

Дима Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

18

9

Денис З.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

11

10

Александр К.

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

8

Общее кол-во баллов группе

11

12

10

12

12

11

11

9

12

10

11

7

9

10

9

8

16,4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.