В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.
Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.
Одним из этапов нашей работы над книгой - это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения мы использовали в дальнейшей работе. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.
До игры-драматизации в группе были проведены кукольные спектакли по сказкам «По щучьему веленью», «Хаврошечка» и др. и игры - беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля были заранее отобраны определенные сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно был важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.
Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.
Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.
2.3 Динамика развития словаря детей 6-7 лет
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Кол-во баллов
1
Артем Т.
2
Влад Т.
3
Настя Л.
4
Илья С.
5
Кирилл А.
6
Соня Ф.
7
Арина Е.
8
Кирилл К.
9
Настя Т.
10
Вика Р.
Рис. 2 Сравнительные результаты выполнения первого задания
Как видно из сравнительных данных уровень обобщения детей значительно улучшился. На контрольном эксперименте без ошибок правильно разложили все картинки и подобрали обобщающие слова 50% детей. Среди детей не было выявлено, таких, которые допустили 5 и более ошибок.
Анализируя выполнение второго задания, мы получили следующие результаты (Таблица 7)
Таблица 7. Результаты выполнения второго задания контрольного эксперимента.
Сравнивая результаты использования в речи детьми прилагательных, мы получили следующие данные (Рис. 3)
Рис. 3 Сравнительные результаты выполнения второго задания
На контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось детей до 5 человек, которые набрали 26 и более фишек, т.е. набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам.
Уменьшилось число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 1 человека.
Ответы детей стали более разнообразнее. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений. Например, при инструкции педагога назвать: «Виноград - какой?», многие дети отвечали словами из басни «Лиса и виноград» (зрелый).
Результаты третьего задания показали следующее (Таблица 8)
Таблица 8. Результаты выполнения третьего задания на контрольном этапе эксперимента
Сравнительный анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном и констатирующем этапах эксперимента выглядит следующим образом (Рис. 4)
Рис. 4 Сравнительные результаты выполнения третьего задания
Из гистограммы можно увидеть следующее: значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти дети правильно подобрали 30 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 18 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.
Изучая использование детьми в речи антонимов на контрольном этапе мы получили следующие данные (Таблица 9)
Таблица 9. Результаты выполнения четвертого задания на контрольном этапе эксперимента
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7