Рефераты. Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

Личные мотивы и действительные поступки школьников основываются на нравственном знании и опыте, коррек-тируются общественным мнением коллектива (в приведенном примере отношением класса к учебе, к предмету к учительнице), поведением коллектива в конкретный мо-мент (в нашем случае увлеченность класса рассказом учи-тельницы), характеризуются индивидуальной направлен-ностью личности (которая, например, была такой различ-ной у обоих учеников). Нравственное поведение в данный момент - это результат воспитательной работы.

Становление нравственного поведения связано с воз-растными и индивидуальны ми особенностями развития де-тей. В первые годы жизни до школы ребенку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям, которых он следует. Накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения. Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, так как теперь к нему, предъявляются повышенные требова-ния: необходимо не только усвоение высоких нравственных ценностей, идеалов и принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знание этических норм, и ему, как разумно мыслящему человеку, теперь постоянно приходит-ся рассуждать, что нравственно и что безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали.

С течением времени опыт ребенка расширяется, раз-виваются и совершенствуются нравственные свойства его личности и, проявляясь в многообразных отношениях, закрепляются в привычном поведении. Нравственная на-правленность личности раскрывается не в отдельных по-ступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственное содержание личности пред-полагает такие ее свойства характера, как выдержан-ность, воля, способность не идти на поводу неблагоприят-но сложившихся обстоятельств, умение бороться за справедливость, действовать всегда и во что бы то ни стало в интересах общества.

Так что же значит нравственное поведение?

Поведение нравственно, если человек взвешивает, про-думывает свои действия, поступает со знанием дела, на-бирая единственно возможный, верный путь решения стоя-щей перед ним проблемы. Уверенному поведению соот-ветствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел - гарантия - нравственного поведения в лю-бой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.

Поведение ребенка, конечно, может быть непоследова-тельным, так как отсутствие социального опыта затруд-няет его выбор действий, поскольку он ориентируется по-ка, подражая главным образом Взрослым, живущим ря-дом с ним. Но по мере того как его жизненный опыт обо-гащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырас-тают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний. Поведение школьника ста-билизируется, одновременно повышается и закрепляется уровень его нравственной воспитанности, что происходит под влиянием многих факторов: конкретные жизненные ситуации, требующие целесообразного поведения, воспита-теля, сверстники, коллектив. Так складывается нравст-венный фундамент личности, развивается способность на его основе сознательно регулировать свои поступки и от-ношения, соотносить их с общественными, коллективными интересами других людей. Кроме того, складывается си-стема отношений к отечеству, родному краю, школе и предприятию, а также к своей деятельности (учебе, тру-ду, общественной работе). Вырастают и критерии нравст-венного поведения. Индивидуальное развитие личности с общественно ценностными ориентациями - это цель и ре-зультат целеустремленного педагогического труда.

Вряд ли можно говорить о высоком уровне воспитания, если человек только знает и понимает, как надо действо-вать, Об эффективности воспитания мы можем говорить в том случае, если человек добровольно и сознательно ориентируется в своей деятельности на этические пред-ставления и социально ценные нормы общества и посту-пает, исходя из них по собственному побуждению без со-циально контролирующих механизмов. Оценка уровня нравственного воспитания (а точнее сказать, нравственной воспитанности) учитывает, прежде всего, реальные воз-можности развития личности, а в данном случае речь идет о растущей личности. При этом можно наблюдать, что различные нравственные свойства личности развива-ются либо неравномерно, с перебоями, либо непрерывно, быстрыми скачками, медленно, могут наблюдаться момен-ты застоя и даже обратный процесс.

Постоянный рост знаний и, прежде всего возрастающее усвоёние этических норм, точно так же как и способность применять на практике полученные знания, возможны в коллективе с высоконравственным климатом. На развитие такого коллектива и должен ориентироваться педагог, оп-ределяя цели нравственного воспитания. Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети и подрост-ки включены в социально - ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей лич-ные интересы. Найти каждому дело по душе; чтобы ребе-нок не был пассивным наблюдателем, с удовольствием мог бы выполнять те поручения, которые раскрыли бы его склонности, развили бы его способности, повысили бы его авторитет в коллективе, - вот из чего должен исходить педагог, воспитывая нравственное поведение. Именно та-кая деятельность наиболее полно способствует выражению личности, и тогда социальная активность становится личной потребностью растущего человека.

Положительное отношение к учебе - залог нравственного поведения

Дети и подростки не всегда полностью осознают зна-чимость учебной деятельности в их поведении, даже если потребность учиться выработана у них и проявляется в желании узнать новое. Многочисленные наблюдения позволяют констатировать, что радость, связанная с учебой, в III и IV классах заметно угасает. Это вполне понятно: трудности возрастают, процесс учебной деятельности усложняется, и не все ученики оказываются подготовленны-ми к преодолению трудностей. Данное обстоятельство не всегда учитывается педагогами. В место постепенного при-учения школьников к усложняющейся деятельности они неоправданно повышают требования, увеличивают до-машнюю работу. У школьников созревает протест, уси-ливается нежелание напряженно трудиться. Всеобщее внимание к данной проблеме, включая родителей, позво-ляет как-то урегулировать ее, но полностью она не сни-мается и в последующих классах проявляется, еще отчет-ливее.

И хотя радостное отношение к учебному труду не мо-жет быть единственным и решающим мотивом успешной учебы, все-таки учитель должен сделать все зависящее от него, чтобы вызвать интерес у школьника к процессу учебного труда, не сиюминутному, теперешнему, а длитель-ному, побуждающему к самостоятельному приобретению знаний. Желание учиться или, напротив, нежелание по-рождает другие мотивы отношения к учебе, которые мо-гут либо стимулировать, либо тормозить деятельность школьника.

Мотивы учения, как, впрочем, и другие, зависят во мно-гом (а в старших классах особенно) от коллективного мнения, от того, как относятся к учебным занятиям сверстники. В первые два школьных года учебы сильно влияние учителя и родителей, в III классе оно ослабевает. Новые представления о дружбе, товариществе, о классе как едином целом сказываются на отношении к учению. Школьник узнает, как относятся к его успехам другие, отдельные сверстники, класс в целом.

Всеобщее положительное отношение к учению в школе создает особую атмосферу взаимоотношений в коллективе. Если забота об успешной учебной деятельности всегда в центре внимания педагогического коллектива, совета дружины, совета комсомола, учебных комиссий, учащиеся с первых дней вовлекаются в сознательное, ответственное отношение к занятиям. А если комсомольцу, возглавляю-щему пионерский отряд, удается увлечь своих подопечных интересной работой, требующей хорошей учебы, если ус-танавливаются крепкие отношения с бригадой шефов, вызвавшей комсомольцев на соревнование, то в школьном коллективе развивается ответственное отношение к учебной деятельности, к выполнению своих обязанностей, повышается значимость учения.

Положительное отношение к учению предъявляет к личности школьника требования целесообразной организации своих действий, поведения в целом, осознанности поступков. Если в классном коллективе действует принцип ответственности за поступки товарищей, то это повышает и личную ответственность каждого и за себя и за коллектив. Школьные олимпиады, выставки, спортивные праздники развивают в учащихся чувство гордости за свой коллектив, стремление к победе для всех. Желание не подвести коллектив формирует не только нравственный поступок, но и побуждает школьника к осознанному приобретению знаний, поскольку это становится теперь не только его личным делом. Общественная значимость успешной учебы стимулирует положительное отношение к учебному процессу. Успехи в учебе старших школьников становятся примером для младших, вселяют в них надеж-ду и веру в достижимость хороших результатов.

Вера в успёх особенно необходима сомневающимся в себе ученикам, слабоуспевающим. Всегда ли знает педагог, в чем сила этой категории учащихся, всегда ли точно видит, в чем заключается его помощь именно данным школьникам? Знает ли он, что один из них бредит путешествиями и читает взахлеб книги только об этом, а другой - мастер на все руки и все свободное время отдает поделкам, а третий может быть хорошим организатором, а тот смог бы подготовить интересный доклад. Если педагог знает особенности всех своих учеников, он сумеет помочь раскрыться каждому и через специфику индивидуальных интересов вызвать интерес к учебной деятельности. Успешная деятельность в области личных интересов развивает общую потребность трудиться, к то-му же ставит перед необходимостью совершенствовать то, что уже умеешь, узнавать новое, что появилось в данной области, а стало быть, рамки познания расширяются. Развитие личных интересов способствует становлению поло-жительной мотивации учения.

Чтобы добиться относительно устойчивой положительной мотивации учения, надо стимулировать успешность не только учебных результатов, но и в других видах дея-тельности. Учителю следует исходить здесь из того, что главное - вовлечь школьника в активно преобразующий процесс деятельности, так как именно она является основанием формирования человеческих мотивов, идеалов, ценностей, определяет содержание нравственной направленности личности, влияет на становление характера. Школьнику захочется испытать чувство удовлетворения от учебы, если он пережил это состояние в какой-либо работе. Успех, даже маленький, вселяет уверенность и желание добиться большего. Активность в одной деятельности развивает потребность быть активным и в других видах деятельности. Внеурочная деятельность также постоянно побуждает детей знакомиться основательно с теми явлениями, вещами, с которыми они сталкиваются. Они часто обнаруживают, что не умеют делать то-то и то-то, и чувство долга (так как им надо выполнить порученное) заставляет искать выход - научиться этому. Существенная причина спада интереса к учению в III и IV классах в том, что школьникам не всегда уда-ется достигнуть успехов в различных видах деятельности, которая нередко распределяется между ними формально, однако выполнение ее могло бы быть успешным. Это могут быть неуспехи и в деятельности, которой дети заняты вне школы по настоянию родителей, но она не вдохновляет их, так как за нёе не ставят отметок, хотя когда-нибудь эта деятельность и принесет успех. Интересы младших школьников переменчивы, и это повышает обязанность учителя помочь детям найти себя, избрать деятельность, соответствующую их способностям, которая доставит им радость. В такой деятельности школьники учатся проявлять себя творчески; стремление достичь заметного результата заставляет их продумывать, как лучше организовать свои действия, развивается ини-циативность, т. е. создается основа нравственного поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.