Рефераты. Влияние технических средств обучения на результативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов

По мнению Прессман Л.П., получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий мир природы, жизни. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-воспитательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия.

В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище. Узнавая в нем реальные вещи. Кроме того, возникает трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную.

Эти психологические особенности восприятия фильма порождают сложную проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованную информацию о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, т.к. фильм (диафильм) - это только форма отображения действительности. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом и его воплощением в виде материальной вещи или реального явления.

Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства их воображения [22].

Как считал Верисокин Ю.И., полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкое распространение так называемая логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, схемы и т.д. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому элементу. В результате осуществляется переход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует формированию у учащихся абстрактного логического мышления [3].

1.2 Классификация средств обучения

По мнению Р.Ф. Попова, технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [20].

Гальскова Н.Д. в своих работах называет технические средства обучения аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие(software).

К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы [5].

Кравченя Э.М. отмечал, что классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Он выделил следующие основные классификации:

1)по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

2)принципу устройства и работы;

3)характеру обучения;

4)логике работы;

5)характеру воздействия на органы чувств;

6)характеру предъявления информации.

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.

ТС передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, музыкальные центры (аудиосистемы), телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.д. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

ТС контроля объединяют всевозможные устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Контролирующие технические средства обучения бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся.

ТС обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.

Тренажерные ТС - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

Вспомогательные ТС объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: усилители, устройства дистанционного управления.

К комбинированным ТС (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства.

По принципу устройства и работы технические средства обучения бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования.

По логике работы технические средства обучения могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные технические средства обучения.

По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства [14].

Каждое техническое средство обучения имеет свои функции. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно.

Коджаспирова Г.М. выделяет следующие функции:

Первая из функций технических средств обучения - коммуникативная, т.е. функция передачи информации.

Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Третья - комулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Четвертая - научно-исследовательская функция, связанная с преобразованием получаемой с помощью технических средств обучения информации учащимися с исследовательской целью и поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогами, моделированием содержания и форм подачи информации [12].

Как уже выше было сказано, что все технические средства обучения делятся на звуковые и комбинированные (экранно-звуковые).

Пассов С.И. дал краткую характеристику каждого из этих видов.

Звуковые технические средства - это комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски.

1) Грамзапись (граммофонная запись) - механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов. Это комплекты к учебникам иностранного языка (английского, немецкого и французского) для всех классов, фонохрестоматии, звуковые пособия к учебникам, комплекты грампластинок. На пластинках могут быть записаны голоса великих людей, чтение произведений, голоса птиц и зверей.

2) Магнитофонная запись - магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.

3) Магнитные ленты являются аналогом обычных музыкальных кассет. Устройство, обеспечивающее работу с магнитной лентой, называется стримером. Стримеры представляют собой лентопротяжный механизм, аналогичный магнитофонному. Стример относится к устройствам с последовательным доступом к информации (надо воспроизвести всю запись, чтобы дойти до нужной) и характеризуется гораздо меньшей скоростью записи и считывания информации по сравнению с дисководами.

4) Гибкие магнитные диски являются наиболее распространенными носителями информации для воспроизведения на компьютере. Диски называются гибкими потому, что пластиковый диск, расположенный внутри защитного конверта, действительно гнется. Именно поэтому защитный конверт изготовлен из твердого пластика. Диск покрывается сверху специальным магнитным слоем, который обеспечивает хранение данных. Информация записывается с двух сторон диска по дорожкам, которые представляют собой концентрические окружности. Плотность записи данных зависит от плотности нанесения дорожек на поверхность, так называемого числа дорожек на поверхности диска, а также от плотности записи информации вдоль дорожки.

Комбинированные технические средства (экранно-звуковые) обеспечивают подачу и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха. К ним относят звуковое кино, видеофильмы, учебное телевидение, видеодиски. Ряд авторов в эту группу включают также озвученные диафильмы и слайды.

1)Звуковые диафильмы по своему дидактическому значению намного богаче кино. Звук в звуковом учебном кинофильме является не только носителем информации, но в сочетании с изображением воздействует на интеллект человека, и на его чувства, что значительно повышает эффективность обучения.

2)Учебное телевидение - способ передачи на расстоянии учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых и замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи - это передачи, создаваемые по теме учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.

3)Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим и магнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований.

Разновидностями учебного фильма являются:

- кино- или видеофрагмент - 3-5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.