Таким образом, на основании формальных и содержательных особенностей КРС можно сделать выводы, что наряду с благоприятной семейной ситуацией, у детей проявляется тревожность, тесно связанная с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, с семейным воспитанием.
Код семьи
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
Тр.
1
0
Но.
Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
7 % семей (06) - абсолютно неблагополучные,
13 % семей (02, 08) - неблагополучные,
27 % семей (05, 07,14,11) - скорее неблагополучные,
27 % семей (01, 04, 10, 12) - переходные,
13 % семей (13, 09)- скорее благополучные,
13 % семей (15, 03) - благополучные,
0 % семей - абсолютно благополучные.
Наглядно результаты тестирования представлены в виде диаграммы:
Рисунок 5 - удовлетворённость браком
Полученные данные при проведении диалогического опросника межличностных отношений супругов (ДОМОС) были использованы при разработке социально-педагогической помощи.
На основании проведенного опросника АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера нами были выявлены следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+; 47 % семей (02, 06, 08, 10, 11, 13, 15): 2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г ; 53 % семей (01, 03, 04, 05, 07, 09, 12, 14)
2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+; 60% семей (03, 05, 07, 09,11, 12, 13, 15); 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению «потребностей» ребенка) - шкала У- 40 % семей (01, 02, 04, 06, 08, 10, 14).
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:1) чрезмерность требований-обязанностей шкала Т+ составляет 33 % семей (03, 07,09, 13, 15); 2) недостаточность требований-обязанностей шкала Т- составляет 67% семей (01, 02, 04, 05, 06, 08, 10,11,12,14); 3) чрезмерность требований-запретов З+ составляет 47 % семей (01, 03, 07, 09, 11,13, 15); 4) недостаточность требований-запретов шкала З- составляет 53 % семей (02, 04, 05, 06, 08, 10 ,12,14); 5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+ составляет 60 % семей (01,02, 03, 05, 07, 09, 12, 13, 15); 6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний - шкала С- составляет 40 % семей (04, 06, 08, 10, 11, 14).
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, - шкала Н составляет 60 % семей (02, 05, 06, 08, 10, 11,12, 13, 15)
На основании полученных данных можно выделить основные способы разрешения личностных проблем супругов за счет ребенка.
- расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ) - 20 % семей (3, 7, 15).
- предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК) - 20 % семей (01, 05, 10).
- проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК) - 13% семей (09, 12)
- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) - 47 % семей (02, 04, 06, 08, 11, 13, 14)
Полученные данные наглядно можно представить в виде диаграммы:
Рисунок 6 - способы разрешения личностных проблем супругов за счет ребенка
Таким образом, на основании проведенных нами исследований можно сделать следующие выводы: у 53 % семей взаимоотношения супругов носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации, 13% семей не удовлетворены своим браком, 47% семей выносят супружеские конфликты в сферу воспитания, следовательно, взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка. В таких семьях дети проявляют выраженную тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Помочь семьям с трудностями в супружеских взаимоотношениях можно с помощью проведения социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских взаимоотношений.
В соответствии с теоретической классификацией супружеских взаимоотношений и их влияния на воспитание ребенка, а также выявленных проблем каждой семьи была разработана социально-педагогическая помощь.
Социально-педагогическая помощь включает в себя четыре основных блока: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий /37, с. 256/
Первый блок социально-педагогической помощи - диагностический. Цель: подтверждение влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка с помощью диагностических методик. Основными методами данного блока является тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.
Второй блок - установочный. Цель: снижение эмоциональной нестабильности у подростков, повышение эмоционального фона; а также побуждение желания взаимодействовать с родителями, снятие тревожности.
Третий блок - коррекционный. Цель: Коррекция проблем взаимоотношений и их влияние на воспитание ребенка. Данный блок коррекционной программы направлен на формирование и коррекцию супружеских отношений. Коррекционный блок является основным, он состоит из специальных заданий, тренингов, упражнений. Главным в коррекционном блоке является обучение благоприятным супружеским взаимоотношениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16