Рефераты. Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми

При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства.

Общие черты таких детей - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Либеральный стиль воспитания строится на признании возможности независимого существования взрослых от детей. При этом могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную линию. Взрослые почти никак не контролируют действия детей, все им позволяют, не предъявляют порой даже элементарно необходимых требований. Внешне привлекательное такое отношение, на самом деле свидетельствует о равнодушие, отчужденности от жизни ребенка. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием

Демократический стиль воспитания в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организации высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития- коллектива. Взрослые, декларирующие демократический тип воспитания должны, уважительно относятся к детям, стараться наладить с ними эмоциональный контакт, учитывать их индивидуальные особенности. Взрослые не подавляя, строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование.

У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль руководства. Не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей, старшие воспитывают в младших организованность, дисциплинированность. Родители прислушиваются к мнению ребенка.

Неустойчивый стиль воспитания в семье совмещает в себе все вышеизложенные стили и существенного влияния, на формирования базовых качеств личности не оказывают.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Каждый из этих стилей семейного воспитания по-своему влияет на формирование базовых качеств личности. Исходя из этого, мы и выдвинули гипотезу

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Э.Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком совмещаются чувственная забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. (Е.О.Смирнова)

Психологами была предложена динамическая двухфакторная модель родительских отношений, основанная на двух факторах - эмоциональном (любовь-ненависть) и поведенческом (автономия-контроль). Конкретная родительская позиция определяется выраженностью каждого из компонентов и их взаимосвязанностью. Родительское отношение по своей природе противоречиво и включает два противоположных момента: безусловный (включает любовь, сопереживание, и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Эти характеристики отражают реальную объективную двойственность родительской позиции. Специфика родительского отношения заключается, в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. Эти два начала, которые можно обозначить как предметное и личностное, не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению.

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается, на наш взгляд, в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. С одной стороны, в силу глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением личностного отношения. В силу этого она порождает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоциональную связь с ним. С другой - глобальная ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над действиями ребенка, сравнение его с другими, превращая ребенка в объект воспитания. Это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, на формирование определенных качеств, объективную (или необъективную) оценку действий и состояния ребенка и т.д.

Поскольку личностное и предметное начало присущи типу родительского отношения, их можно рассматривать как его структурные составляющие.

Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежности отделения ребенка от родителей. С возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и т.д.

Сущность родительской заботы предполагает любовь к растущему ребенку.

Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.

В раннем возрасте максимально выраженным является личностное начало родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

По мере взросления ребенка, нарастание его потребности в независимости родительского отношения качественно преобразуется: преобладание личностного начала сменяется предметным. Постепенно нарастают требования к ребенку, увеличиваются ожидания определенных действий, поступков, достижений, становится более дифференцированной оценка его качеств, свойств, характера, развитие его способностей. При этом выраженность личностного начала будет снижаться, хотя оно никогда не исчезнет и всегда остается важной составляющей родительского отношения. Можно предположить, что характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем.

Таким образом, в процессе развития личности ребенка дошкольного возраста доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды на жизненном пути. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. В общение у взрослых и детей вырабатываются определенные принципы. Далее в семье объективно складывается определенная, не всегда осознанная система воспитания, которая может быть представлена 4 основными стилями семейного воспитания (демократический, авторитарный, либеральный, неустойчивый).

1.3 Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха

Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями ряд сложных проблем. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают болезненный шок и отчаяние, затем приходит чувство вины перед своим ребенком.[6.]

Изоляция, чрезмерная опека ребенка, занижение требований к нему, закрепление за ним положения «тяжело больного», жалость отнюдь не способствуют его медицинской и социальной реабилитации и приводят к появлению ряда вторичных нарушений, к формированию патологически развивающейся личности, а тем самым задерживают и интеллектуальное развитие ребенка. Кроме того, в семье это создает напряженную атмосферу, конфликтную ситуацию между родителями и другими детьми. По мнению Г.П. Бертынь, правильная оценка семейной ситуации, регулярные консультации у с специалистов помогут установить оптимальный климат в семье, предотвратить тяжелые, эмоциональные переживания, конфликты между родителями, превращая их в подлинных союзников врачей, психологов, педагогов, занимающихся лечением, воспитанием и обучением аномального ребенка.

Известный ученый, сурдопедагог Б.Д. Корсунская в своих работах и советах по воспитанию глухих дошкольников большое внимание уделяла воспитанию этих детей в семье. Она отмечала, что если ребенок не слышит, родители, страдая от горя, всеми силами стараются скрасить детство ребенка, сделать его жизнь безмятежной и радостной, пока это в их силах. Это помогает и родителям переносит невзгоды. Оберегая свое дитя от трудностей, освобождая от обязанностей и ответственности, ничего не требуя и во всем потакая, родители должны понимать, что детство проходит, дети вступят в мир, где они будут жить и работать, общаться с людьми. Как сложится их жизнь в этом мире, во многом зависит от личностных качеств, но личность формируется сейчас в семье. Корсунская Б.Д. писала, что глухой человек может и должен стать воспитанным, добрым и честным.

Отечественный психолог С.М. Хорош отмечает большое влияние позиции родителей на раннее развитие аномального ребенка. Обнаружение у ребенка нарушения слуха (при рождении или в первые месяцы жизни) обычно вызывает тяжелое стрессовое состояние. Рушатся их надежды, планы, связанные с рождением ребенка, ломается представление о своей жизни. В этой ситуации одни родители могут со временем перестроиться, пересмотреть свою жизненную позицию, другие же не в состоянии справится с этим собственными силами. Они либо отказываются от ребенка, либо, оставив его в семье и даже любя, не могут примириться с дефектов. Крайним случаем является возникновение чувства потери смысла жизни.[62]

Вслед за К. Обуховским, мы считаем «потребность смысла жизни» столь характерным свойством взрослого человека, что «без ее удовлетворения он не может нормально функционировать». Эта потребность является необходимым условием приспособления к окружающей жизни. Если судьба ставит человека перед фактом, не согласующимся с его концепцией смысла жизни, а он не в силах смириться и пересмотреть свою концепцию, то в результате нарушается его способность приспособления к социальным условиям жизни. А это может привести к тяжелым невротическим реакциям. Принятие или неприятие человеком факта наличия тяжелого дефекта у его ребенка может по-разному сочетаться с принятие или непринятием самого ребенка. Сочетание отношения обоих родителей к ребенку и его дефекту обуславливает микроклимат в семье, в котором ребенку предстоит развиваться, считает Хорош.

На основании «Теории кризиса» и частной «модели горя» Г.Г. Гузеевым была сформулирована психодинамическая модель поведения семьи.[6.] Все многообразие реакций родителей на рождение аномального ребенка проходит четыре основные фазы:

1. Характеризуется состоянием родителей, их растерянностью, страхом. Родители не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. Отмечается падение самооценки, неослабевающее чувство вины.

2. Нередко шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Это вторая фаза, при которой отрицание диагноза предполагает сохранение надежды или сохранения чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего его разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

3. По мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Необходимость заботы о больном ребенке, специального непрерывного ухода за ним, не утихающие боли оттого, что ты дал жизнь неполноценному человеку, создают синдром «хронической печали» у родителей.

4. А самостоятельное повторное обращение родителей за помощью к специалистам знаменует собой четвертую фазу - начала социально-психологической адаптации всех членов семьи.

Зарубежный исследователь J.E. Hsia отмечает, что более половины родителей недопонимают или очень плохо разбираются в диагнозе своего ребенка.

О.Б. Половкина направила поиск новых форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями.[47.]

Анализ полученных данных в результате исследования социального статуса семьи, позиций родителей позволил выделить различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка. Условно эти позиции обозначили как активная, пассивная, отстраненная.

Активная, выявлена у 36% родителей, которые адекватно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка, включались в процесс реабилитации.

Пассивная позиция отмечалась у 38% родителей, эмоционально подавленных, растерянных, механически выполняющих советы специалистов.

Отстраненная позиция отмечалась у 26% родителей. Они наиболее болезненно воспринимали информацию о здоровье своего ребенка, не принимали участия в реабилитации, считая, что делать это должны врачи.

Польский ученый Маженна Заорска, исследовав положение детей с нарушениями слуха и их семей в Польше, получила интересные результаты. [27.]

Среди матерей аномальных детей и отцов преобладали семьи с двумя и более детьми (29,1%), с одним ребенком (7,5%). По вопросу отношения родителей, братьев и сестер, других близких к ребенку по особенностям воспитания были получены оптимистичные данные. Почти в 50% этих семей встречалось полное принятие ребенка. Гиперопека отмечалась в 24% случаях у матерей, 16,4% наблюдений - у отцов, в 10,1% - у братьев и сестер. Ни один человек не считал глухого ребенка бременем для семьи. В домашней среде преобладал демократический стиль воспитания детей. Однако, ни факт принятия глухого ребенка, ни демократия во взаимоотношениях членов семьи не гарантирует участия всех членов семьи в уходе, обучении и воспитании. Обязанности исполнять рекомендации специалистов берет на себя мать ребенка - 65,8%, на много реже отец - 32,9%, братья и сестра - 15,1%.

Таким образом, родители, занимающие позиции неадекватного отношения к глухому ребенку и его дефекту первые препятствуют развитию личности. Это отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как Л.С. Выгодский, Н.И. Лисина, Б.Д. Корсунская, Г.П. Бертынь, С.М. Хорош, Г.Г. Гузеев, О.Б. Половкина и Т.Г. Богданова.

Идеальное отношение родителей, при котором они видят в своем ребенке, прежде всего человека, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а потом уже аномального ребенка. Эта позиция становится установкой на развитие личности, создает доброжелательную атмосферу, способствует наилучшей адаптации ребенка в разных жизненных условиях. Очень важно создать акцент на эмоционально положительное взаимодействие с ребенком его родителей и педагогов. Необходимо вселять в родителей уверенность в успехе, поддержать их при неудаче, привлекая внимание к положительным сторонам личности глухого ребенка. Это должно стать основной позицией родителей, педагогов и психологов.

1.4 Влияние позиций родителей на процесс формирование личности детей с нарушениями слуха
При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной корекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными о первичного дефекта.[36.]
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает, что в дошкольный период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением и формированию отрицательных качеств личности.
Однако, именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. В большей степени это затрагивает слышащих родителей. А.С. Спиваковская. Она отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличаются неадекватностью ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными.
Сочетание отношения обоих родителей к ребенку и его дефекту обуславливает микроклимат семьи, в котором ребенку предстоит развиваться. Исходя из учета различий в таких отношениях С.М. Хорош описал возможные типы позиции родителей по отношению к глухому ребенку.[62] Прежде всего отношение может быть адекватным и неадекватным. Адекватным, мы считаем, такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом и ребенок и дефект родителями принимаются. Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Отношение родителей к глухому ребенку бывает неадекватным, но при этом может приниматься и его дефект и он сам. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. Это порождает гиперопеку, которая еще больше усугубляет задержку психического развития.
Позицию родителей, при которой с дефектом ребенка они смирились, но не принимают самого ребенка можно выразить формулой: «Я мирюсь с тем, что мой ребенок глухой, но я хочу как можно меньше иметь с ним дела». Эта позиция приводит к дефициту ласки, эмоционального общения. Такие дети обычно выделяются своей не ухоженностью, заброшенностью, т.к. мать мало с ним занимается, и все проблемы по воспитанию всецело перекладывает на педагогов. Как правило, позиция отстранения от ребенка при признании его дефекта родителями не осознается. Эмоциональная холодность к нему объясняется (для оправдания перед окружающими) нехваткой времени и т.д.
Весьма сложная ситуация при позиции родителей, когда сам ребенок принимается, а его дефект нет: «Мой ребенок не такой плохой, как о нем говорят, и я докажу это». Часто родители, занимающие такую позицию, не верят ни каким специалистам, и убеждены, что у них все хорошо. Это наносит ребенку непоправимый вред: не только тормозит его развитие, но и создает напряжение нервной системы, отрицательно сказывается на формировании личности. Ребенок невольно «заражается» недоверием ко всем людям, становится озлобленным, одиноким в коллективе.
Следующая позиция родителей, при которой не принимаются ни дефект, ни ребенок: «У меня не может и не должно быть аномального ребенка». Они не видят ни каких перспектив, и появляется желание, избавится от ребенка.
При адекватном отношении к ребенку и дефекту движущим мотивом становится не доказательство родителями «нормальности» ребенка, а стремление сделать ему добро - вылечить, максимально приспособить к жизни. Таким образом, в семье создается установка на формирование тех же знаний, умений, которыми обладают нормальные дети. Складывающаяся при этом атмосфера доброжелательной требовательности, дает возможность воспитывать у глухого ребенка черты личности, которые необходимы для наилучшей адаптации. Однако, нужна особая бдительность при формировании качеств личности глухого ребенка, ошибки при воспитании самостоятельности могут привести к возникновению противоположных качеств - иждивенчества, эгоизма, эгоцентризма.
Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для распада семьи. Почва для конфликтной ситуации в семье легко создается и тогда, когда у ребенка кроме дефекта анализатора имеются нарушения интеллекта.
В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми и другими родственниками, отмечает Т.Г. Богданова. Родители глухого ребенка могут принадлежать к социуму слышащих людей. Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. Установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерные для слышащих семей.[7]
У глухих детей, имеющих слышащих родителей обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них наиболее благополучное отношение складываются с братьями и сестрами. Отношения с матерью эмоционально бедны, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения.
На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье влияет то, пребывает ли ребенок в учреждении интернатного типа. Л.С. Выгодский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от нормального мира, в котором ребенку придется жить. Родители это делают из соображений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения речи и т.д. Так семейное воспитание с самого раннего детства формирующего нравственную основу личности, дает человеку запас ласки, доброты, любви рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных много в отношениях с окружающими. Из позиций отношения родителей к ребенку и его дефекту в дальнейшем складываются и характерные стили семейного воспитания.
Для глухого ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрей находят контакт между собой, у них легче устанавливаются взаимопонимания, что труднее происходит с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть.
В исследовании Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой были получены сведения об особенностях личности детей с нарушениями слуха. Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей - более низким показателям (65%), глухие же дети из слышащих семей - самым низким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общительности (60-70%).
Рассматривалась и такая особенность личности, как стремление к лидерству, доминированию в группе сверстников. Самый высокий показатель обнаружили глухие дети из семей глухих (45%). Они избирали себе место в центре группы сверстников, либо во главе ее. Чуть ниже показатель слышащих детей (30%). Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это нежеланием обращать на себя внимание, большей ответственностью. Самым низким был показатель глухих детей слышащих родителей (18%). Свой выбор места среди играющих сверстников они объяснили стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д., т.е. не хотели лидировать в группе. Уровень конфликтности у слышащих детей в среднем составлял 17%. Они редко стремились оказаться среди дерущихся или ссорящихся сверстников. Глухие дети из семей глухих имели показатель конфликтности 22,5%. Практически таким же - 25%, был показатель в группе глухих детей слышащих родителей. Но как уже отмечалось выше, у глухих детей из семей глухих этот показатель сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих, из семей слышащих - со стремлением занять позицию подчиненного. По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель обнаружили глухие дети слышащих родителей (40%), выбирая для себя самое удаленное положение. У слышащих детей и глухих детей из семей глухих данный показатель колебался от 0 до 20%. Они, как правило, видели себя либо внутри группы сверстников, либо вблизи нее.[7]
Таким образом, взаимоотношения ребенка имеющего нарушения слуха с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к формированию отрицательных качеств личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушениями слуха.
Выводы: Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили что, проблема влияния стилей семейного воспитания на формирование базовых качеств личности старшего дошкольника с нарушением слуха, в настоящее время очень актуальна. Что первым, и самым важным социальным институтом является семья и именно здесь ребенок начинает познавать первые правила поведения, нравственные нормы, начинаются складываться задатки к формированию личности ребенка.
Формирование личности предлагает развитие процесса образования целей и развития действий субъекта. Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым.
Формирование личности ребенка с нарушением слуха идет тем же путем, что и у нормально слышащих детей. Однако ее развитие происходит в сложных, нарушенных условиях и имеет специфические особенности.
В дошкольном возрасте фактически уже складывается личность, самосознание ребенка. Эти процессы, в первую очередь, обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память.
Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.
Это далеко неполный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Ребенок, знакомясь с окружающим миром, начинает овладевать предметами и орудиями деятельности. В дальнейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Вважная роль здесь отводится взрослому.
Отставание во владении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, появлению фрустации у них, и у родителей. Невозможность сообщить планы на будущее, описать события внутренней жизни, обсудить возникающие проблемы приводит к замыканию в себе, к трудностям социальных взаимодействий.
Дошкольный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого и прохождения того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения взрослого и ребенка.
Решающим, в развитии личности ребенка с нарушением слуха можно считать социальные условия жизни, складывающиеся из общения, обучающих воздействий, организации жизни в целом. Следует помнить, что переучивать ребенка труднее, чем научить с самого начала. Родителям необходимо знать некоторые психологические особенности личности ребенка с нарушением слуха, чтобы педагогически грамотно решать столь. сложную проблему.
У глухих детей больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, и меньше, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость.
Семья для маленького ребенка - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия. Будучи членом семейного коллектива, ребенок тоже вступает в систему существующих здесь отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Как участник внутрисемейных событий, он проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их суждения и взгляды на мир, судит их оценками. Известны три типа воспитательной тактики взрослых - авторитарный, демократический, либеральный. По сути дела, эти воспитательные тактики как нельзя лучше отражают семейный уклад, являются прямым, логическим их следствием.
Исходя из этого, мы попытались определить, как каждая из этих тактик влияет на формирование базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха.

2. Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.