5. Обработка выводов и разработка рекомендаций.
Эксперимент проводился в городе Майкопе, в средней школе №7.
Для проведения эксперимента были выбраны 2, 3, 4 классы. В эксперименте участвовало 45 человек.
2.2. Методы исследования
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
«Три оценки».
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
2.3. Результаты исследования методики
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели следующие исследования.
На I этапе мы выявили успешность обучения детей во 2, 3, 4 классах.
На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.
Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1.
Показатели успешности обучения детей 2-го класса
№
п/п
Фамилия, 2-в класс
Русский язык (устно)
Русский язык (письменно)
Внеклассное чтение
Математика
Ознакомление с окружающей средой
ИЗО
Музыка
Средний
балл
1.
Ахромцев С.
4
3
3,4
2.
Белова Н.
5
4,6
3.
Дубинянская А.
4,8
4.
Желез А.
3,8
5.
Коваленко А.
6.
Коваленко Л.
4,1
7.
Коваль Ю.
8.
Маковей И.
3,7
9.
Пейков Г.
4,9
10.
Сары Св.
11.
Ханко Д.
3,1
12.
Цуркан Э.
13.
Чайникова И.
14.
Рохвалов Р.
15.
Ляхов Б.
Таблица 2.
Фамилия, 3-в класс
Природоведение
Физкультура
Труд
Поведение
Средний балл
Беженарь А.
Бутук Т.
4,5
Даренских С.
4,3
Завязкин Ж.
Минапов И.
Михальская Л.
Михальская Я.
Майер В.
Машталер В.
4,4
Островская К.
Печерский В.
Родованов Д.
3,5
Светличный Э.
Тишков А.
Крыско Ж.
3,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9