При обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольников знакомят с пьесами в исполнении музыкального руководителя или воспитателя. Внимание детей обращают на то, как хорошо сочетается звучание какого-либо инструмента с отрывком фортепианной пьесы.
Детей знакомят с приемами игры на металлофоне, на разных ударных инструментах (треугольники, бубны, барабаны). Музыкальный руководитель, воспитатель показывают, как держать инструмент, какие движения надо использовать. Вначале дети исполняют ритмический рисунок попевки («Небо синее», «Месяц май» Е. Тиличеевой), затем играют легкие пьесы, построенные на двух-трех. В конце года педагог различными приемами проверяет усвоение детьми навыков слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений. Для выяснения представлений о различных жанрах используются несложные незнакомые произведения (марш, танец, колыбельная). Опрос проходит быстро, в игровой форме. Дети не повторяют ответы сверстников, если использовать карточки с изображением марширующего, танцующего, укладывающего куклу ребенка (каждый имеет по три карточки). Проверяется также, узнают ли дети знакомое произведение по вступлению или по мелодии, спетой без слов.
При проверке уровня развития певческих навыков и слуха выявляется: качество исполнения песни в сопровождении фортепиано (естественное звучание голоса, частота интонаций), умение спеть хорошо знакомую и легкую песню без сопровождения. С целью проверки музыкальной памяти педагог предлагает спеть знакомую, но давно не исполнявшуюся песню. Давая задания типа «Музыкальное эхо» (мелодические обороты варьируются), педагог проверяет уровень координации слуха и голоса. Он выясняет также, сколько песен из пройденного репертуара дети могут спеть.
Качество усвоения основного программного требования в развитии музыкально-ритмических движений -- передачи в движении характера произведения -- можно проверить так: детям предлагается незнакомая песня (например, «Мы военные» Л. Сидельникова) и называются персонажи (трубачи, пехотинцы, кавалеристы). Прослушав музыку, дети небольшими группами импровизируют движения, стараясь передать образы, соответствующие характеру музыки.
Точность, ритмичность танцевальных движений проверяются при исполнении знакомого парного танца. Дети двигаются парами поочередно, что дает возможность установить особенности движений каждого ребенка. К оценке можно привлечь детей, наблюдающих каждую пару.
Уровень развития творческих способностей и навыков самостоятельных действий педагог устанавливает, предложив детям инсценировать хорошо знакомую песню, которую они пели, но под которую не двигались. Детей делят на несколько групп (по 6--8 человек); они вспоминают и исполняют, например, песню А. Филиппенко «По малину в сад пойдем», затем, договорившись между собой, осуществляют свой замысел.
Проверка проводится в игровой форме в условиях музыкальных занятий или во вторую половину дня в свободное от занятий время Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.-- М., 1983.--С. 207--227..
Музыкально-дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Содержание дидактической игры определено программой воспитания в детском саду в разделе «Ознакомление с окружающим и родной язык» и в других разделах:
* знания о предметах, их назначении и качествах;
* знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;
* знания о природных предметах и явлениях, временах года;
* пространственные ориентировки.
Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль -- они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в музыкально-дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.
Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.
Игровые действия -- это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т. д.; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.
Музыкально-дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка, 1973.
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.
Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.
Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной Игры с правилами в детском саду./ Сост. Сорокина А.И. - М.: Просвещение, 1980. .
Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником, игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.
Музыкально-дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.
Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, так как основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.
Многие музыкально-дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.
Музыкально-дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние, о котором писала еще Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели -- ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умелой воспитательницей, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение» Тихеева Е.А. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
.
Музыкально-дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта. Дидактическая игра содействует также развитию инициативы.
Музыкально-эстетическое воспитание входит в составную часть той огромной коррекционной работы, которая, ведется в дошкольном детском доме с детьми с проблемами в развитии, чтобы воспитать гармонически развитого человека.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к различным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах; дети принимают участие в праздниках и развлечениях, все это способствует их коррекционному развитию средствами музыки.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Парамоновой Л.А., Ушаковой О.С. - М.: Просвещение, 1987..
Музыкально-дидактические игры:
1. Подготовительная группа. «Весело - грустно»; «Подбери музыку»; «Солнышко и тучка»; «Песня-танец-марш»; «Выбери инструмент»; «Подбери музыку»; «Три танца»; «Подбери картинку»; «Разноцветные кубики»; «Раскрась музыку»; «Бубенчики»; «Музыкальные лесенки».
2. Младшая и средняя группы. «Где мои детки?»; «Птица и птенчики»; «Курица и цыплята»; «Угадай-ка»; «Узнай песенку по двум звукам»; «Кто поет?»; «Веселые матрешки».
Музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха:
«Петушок-курочка-цыпленок» (старшая группа); «Ритмическое лото» (старшая и подготовительная группы); «Весёлые дудочки» (средняя группа); «Музыкальные молоточки» (средняя группа).
Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового и динамического слуха:
«Музыкальные инструменты» (подготовительная группа); «Кто самый внимательный» (подготовительная группа); «Угадай, на чем играю?» (старшая группа); «Громкая и тихая музыка» (старшая группа); «Музыкальный магазин» (старшая и подготовительная группа).
Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти:
«Наши песни» книжка-раскладушка (I и II младшая группа); «Музыкальный телефон»; «Чудесный мешочек»; кубики с иллюстрациями к песням; книжка с нотами; «Получи письмо»; «Нарисуй песню» (старшая и подготовительная группы); «Какую линию выбрать?»; «Музыкальный альбом».
Игра «Поле чудес»
Программное содержание: Продолжать закреплять знания детей о музыке, композиторах и их произведениях в игровой форме.
Подготовка детей: На занятиях и вечерах слушания музыки «Музыкальная гостиная» знакомились с композиторами - классиками, их творчеством. Учились определять жанр музыкального произведения, подбирать цвет, передавать музыкальные образы через движения, сочинять песенки разного характера, знакомились с некоторыми музыкальными инструментами симфонического, народного оркестра, учились выделять солирующие инструменты в оркестре.
Ход.
Ведущая: Дети, сегодня у нас в гостях игра «Поле чудес» Тема нашей игры «Музыка». Вспомним правила игры:
1. Нельзя подсказывать друг другу.
2. В отборочном туре и в игре со зрителями поднять руку, если знаешь ответ.
3. Если не ответил на вопрос или ответил неправильно, ход переходит к другому игроку.
4. Подсчитывать очки (звездочки) будете сами, а наше жюри ваши очки запишет.
5. Если стрелка укажет на сектор с буквой «П» играющий должен выбрать приз или играть дальше, отказавшись от приза.
6. Если стрелка укажет на сектор с буквой «Б», все очки, которые вы набрали, сгорают, ход переходит к следующему участнику.
7. Ход переходит к другому и в том случае, если стрелка остановится на цифре «0».
8. Если играющий ответит правильно на три вопроса, то получает приз.
9. Все участники игры поощряются призами.
10. Крутим барабан только один раз.
Игра проходит в три тура и финальная игра.
Ведущая: Для участия в игре нам необходимо выбрать 9 человек. Для этого мы сейчас проведем отборочный тур. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, должен поднять руку и ждать, когда его спросят. За правильный ответ, я дам нотку (из картона). Вы ее должны хранить. Все понятно? (Дети отвечают)
Ведущая: Начинаем игру.
Вопросы к отборочному туру.
1. Кто сочиняет музыку?
2. Каких композиторов вы знаете?
3. Назовите русские инструменты симфонического оркестра.
4. Когда музыкальное произведение исполняется одновременно несколькими музыкальными инструментами. Как это называется?
5. Кто руководит оркестром?
Воспитатель раздает нотки за правильный ответ.
Ведущая: А теперь покажите, сколько у вас ноток.
(Дети считают, жюри называет тех, кто будет участниками игры. Они садятся впереди зрителей.)
1 тур. Тема «Слушание».
1. Узнать пьесу П.Чайковского «Болезнь куклы».
2. Назвать композитора пьесы «Кавалерийская», (исполняется фрагмент пьесы).
3. Определить жанр музыкального произведения по фрагменту. («Марш» С.Прокофьева).
4. Определить танец. Вальс, полька, народная пляска. (Исполняется фрагмент пьесы «Вальс» Д. Шостаковича).
Ведущая: Наше уважаемое жюри назовет победителя, и он объявит музыкальную паузу.
Дети выполняют «Упражнение с лентами» муз. Д.Шостаковича.
2 тур. Тема «Ритмика».
1. Прохлопать ритм попевки «Андрей - воробей».
2. Подбери атрибут к прослушанному (фрагмент) произведению и исполни танец. («Вальс» Н.Леви.)
3. Под музыку Д. Кабалевского передай движениями образы веселого клоуна и грустного.
4. Музыкально-дидактическая игра «Научи матрешку плясать».
Победитель этого тура объявляет музыкальную паузу.
Дети исполняют танец «Полька» муз. С. Рахманинова.
3 тур. Тема «Музыкальные инструменты».
1. Какой музыкальный инструмент исполняет мелодию пьесы П. Чайковского «Неаполитанская песенка» (фонограмма).
2. Узнай инструмент по внешнему виду. (Арфа.)
3. Какой оркестр (симфонический или оркестр русских народных инструментов) исполняет пьесу «Светит месяц».
4. Сыграй на металлофоне знакомую песенку.
Дети исполняют «Танец кукол» муз. Госсека.
Ведущая: А сейчас начинаем финальную игру. В ней будут играть победители первых трех туров. Выходите к барабану.
Финальная игра.
1. Музыкально-дидактическая игра. «Бабочки на лугу». Определить музыкальную форму пьесы М. Глинки «Детская полька».
2. Выложить на фланелеграфе направление мелодии (фрагмент) песенки «Горошина».
3. Придумай песенку на слова «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль».
4. Подбери цвет к фрагменту пьесы Римского-Корсакова «Море».
Жюри объявляет победителя, ему называют количество набранных очков и вручают большой приз.
Остальным играющим вручаются поощрительные призы.
Среди многих видов искусства музыка занимает особое место в эстетическом п художественном воспитании п во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Палитра музыки богата, язык гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, находит свое отражение в музыке. Уже с пеленок малыш реагирует на мелодичное пение матери, затихает и прислушивается к нему уже с первых дней своей жизни. У него появляется способность к практическим действиям - подстраиваться к певческим звукам, приплясывать на руках у мамы под веселую музыку, чувствуя инстинктивно ритм, темп.
Подрастает ребенок, все более устойчивым и активным становится внимание малыша в процессе прослушивания музыки. Он начинает узнавать произведение по его фрагментам.
Если правильно развивать малыша в этом направлении, то к 2,5-3 годам он научится отличать вокальную и инструментальную музыку, их жанры, со временем у ребенка накапливается запас любимых произведении, он их напоминает и просит повторить. Многие музыкальные произведения несут в себе большой познавательный заряд, расширяют кругозор, знакомят с окружающей средой и т. п.
Музыкальное развитие стимулирует интенсивное эстетическое развитие малышей: формирует навыки правильного, осознанною восприятия различных явлении Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучению пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая что с пространственными представлениями (выше - ниже, дли нее - короче). Постепенно у малыша будут развиваться такие музыкальные способности как мелодический слух, самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость, музыкальная память.
Обучая детей музыке, мы развиваем у них интерес, фантазию, т.е. непосредственность действии, увлеченность, стремление по-своему передать образ, импровизировать в пение, игре, танце.
Очень полезно играть в музыкально-дидактические игры. Они помогают детям в доступной игровой форме разобраться в соотношение звуков, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, обогащают малыша новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального звука. Главное: все эти игры должны быть просты и доступны, интересны и красочно оформлены.
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка, 1973
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.-- М., 1983.
3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Парамоновой Л.А., Ушаковой О.С. - М.: Просвещение, 1987.
4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / Сост. И. Ю. Кондратенко. -- М.: Айрис - пресс, 2005.
5. Игры с правилами в детском саду./ Сост. Сорокина А.И. - М.: Просвещение, 1980.
6. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.
7. Музыка в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной.-- М.: Просвещение, 1980.
8. Парамонова Л.Г. Логопедия. - СПб.: Питер, 2004.
9. Тихеева Е.А. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
10. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 1989.
Страницы: 1, 2, 3