1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Актуальность проблемы
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности и возможности логоритмики
1.3 Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей
Глава 2 Логопедическая ритмика в системе педагогической работы по устранению у детей речевых нарушений
Заключение
Практическая часть. Приложения
Библиография
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.
Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично.
В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, коррелирущими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, как слуховые, так урегулирование неправильных и лишних движений.
Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. А В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
В связи с этим, цель работы: определить условия, при которых логопедическая ритмика становится эффективным средством музыкального развития детей и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей посещающих детский сад около 40% имеют нарушения опорно-двигательной системы и к тому же логопедические диагнозы. Поэтому логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи и опорно-двигательного, если:
· включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;
· создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;
· проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме.
2. Определить влияние логоритмических занятий на музыкальное развитие и развитие речи детей старшего дошкольного возраста
3. Показать методы и приемы обучения и развития детей средствами логопедической ритмики.
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение.
Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - явление сложное и многогранное: лингвистическое, социальное, интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Дети плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. При обучении ребенка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Особенно важное значение, имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
В педагогической дошкольной литературе широко освещены вопросы формирования у детей словаря и грамматического строя. Вопросам формирования правильного звукопроизношения уделено меньше внимания. Это объясняется тем, что вопросам формирования звукопроизношения как одной из основных форм работы по предупреждению недостатков звукопроизношения не уделялось должного внимания. В последние годы все больше разворачивается профилактическое направление в коррекции речи. Разрабатываются системы мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения недостатков речи, в том числе и недостатков звукопроизношения.
Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно- оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом и помогает логопедическая ритмика - специальное музыкально-педагогическое направление.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.
Для понимания сущности логопедической ритмики важно знать содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, лечебная ритмика и логоритмика. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется по мере развития различных наук о человеке.
Г.А.Волкова путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Она заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
Еще в начале XX века в странах Европы получила распространение система музыкально-ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жак-Далькрозом. Он считал, что именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. По его мнению, музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма», он использовал специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г.Александровой и В.А.Гринер. В нашей стране в 30 - 40-е годы система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Н.П.Збруевой, Е.В.Коноровой, М.А.Румер, Е.П.Шепулиным. Александрова подчеркивала важность ритмического воспитания детей. Она отмечала, что ритмика есть та общая точка, на которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, танцора, актера.
Характеризуя ритмическое воспитание как одно из средств биосоциального воспитания, Н.Г.Александрова ставила ритмику, проводимую по системе Далькроза, в центр области соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, указывая, что ритмика содержит в себе ритмические моменты каждой из этих областей. В своих ранних работах Н.Г.Александрова подчеркивала значимость дифференцированного использования ритмики в зависимости от возраста людей. Она считала, что если ритмист работает в дошкольном учреждении, то его предмет становится частью воспитательных задач, которые ставятся в педагогике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8