Рефераты. Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов

Целевой компонент отражает цели и задачи, которые ученик ставит перед собой в обучении и в предпрофильной подготовке. В рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента, проведенного нами в школе 1356 города Москва, было установлено, что школьники довольно плохо представляют себе цели и перспективы своей учебной деятельности. Так, только 16% выпускников 9-х классов и 50% учащихся 10-х классов смогли четко сформулировать цели своей учебной деятельности. Среди опрошенных студентов Московского государственного университета только 8% поступили в вуз с целью освоить профессию и 39% с целью получить знания в определенной области, остальные руководствовались целью получить диплом о высшем образовании.

Мотивационный компонент определяет систему мотивов профильного выбора школьника, в которой нами выделены четыре основные группы: познавательные, профессиональные, социальные и прагматические мотивы. Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, преобладающими при выборе школьниками профиля обучения являются прагматические мотивы (47% учащихся 9-х классов и 45% учащихся 10-х классов), на втором месте - познавательные мотивы (22% учащихся 9-х классов и 25% учащихся 10-х классов). Такие результаты явно свидетельствуют о наличии значительных проблем в области мотивации профильного выбора школьников. Среди мотивов профессионального выбора студентов на первом месте мотивы познавательные (48%), на втором - прагматические (17%), профессиональные мотивы находятся лишь на третьем месте (15%), что также говорит о проблемах мотивации профессионального выбора студентов.

Эмоциональный компонент отображает отношение ученика к выбранному профилю, те эмоции и чувства, которые с ним связаны. Результаты нашего исследования показали, что среди учащихся 9-х и 10-х классов, а также среди студентов отсутствует однозначно положительное отношение к выбранному учебному профилю или специальности. Так, только 48% учащихся 9-х классов и 53% учащихся 10-х классов относятся определенно положительно к выбранному профилю, 5% девятиклассников негативно относятся к профилю, в котором им предстоит учиться, 17% десятиклассников хотели бы поменять профиль обучения. Среди студентов 17% хотели бы поменять специальность.

Ценностный компонент задает совокупность ценностей в области образования, значимых для данной личности. К такой системе ценностей мы относим качественное образование, приобретаемые знания, аттестат или диплом, возможности познания, развития, творчества и т.д. По результатам констатирующего этапа эксперимента для школьников основной ценностью является аттестат (32% девятиклассников и 65% десятиклассников), на втором месте - приобретаемые знания (37% учащихся 9-х классов и 25% учащихся 10-х классов). Опрошенные студенты на первое место поставили диплом о высшем образовании (60%), на второе - приобретаемые знания (23%), на третье - профессию (17%). Таким образом, констатирующий этап эксперимента выявил наличие явных проблем в области развития профильной направленности личности школьников. Так, многие ученики не имеют четких целей своей учебной деятельности, среди мотивов профильного выбора преобладают преимущественно прагматические, знания не являются ведущей образовательной ценностью, отсутствует однозначно положительное отношение школьников к учебной деятельности в профиле. Схожие проблемы имеются и в сфере высшего образования. Констатирующий этап эксперимента показал необходимость проведения целенаправленной работы по подготовке школьников к выбору профиля.

К характеристикам профильной направленности нами отнесены содержательные (полнота и уровень) и динамические (интенсивность, длительность и устойчивость). Полнота определяет, насколько полно в структуре направленности представлены отдельные компоненты, такие как цели, мотивы, эмоции и ценности. Уровень характеризует соответствие профильной направленности личности ученика объективному содержанию выбранного профиля: чем выше степень соответствия, тем успешнее учебная деятельность и тем большее удовлетворение школьник получает от учебы. Интенсивность определяет, насколько велико стремление школьника к обучению в данном профиле, к освоению профильных предметов. Длительность характеризует неизменность выбора профиля и основных компонентов профильной направленности личности школьника с течением времени. Устойчивость говорит о прочности профильной направленности личности ученика, ее независимости от влияния внешних факторов.

Глава III. Организация профориентационной работы в школе

3.1 Программа профессиональной ориентации подростков

Возрастные особенности подростка и тенденции развития современного общества неуклонно повышают возрастные границы самоопределения школьников, даже по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, переход на профильное обучение снижает эти границы и одновременно резко повышает требования и ответственность к тем специалистам, которые будут проводить отбор и готовить детей к выбору в профильные классы.

Специально организованная деятельность может существенно снизить влияние негативных факторов и ускорить сам процесс выбора. Это возможно при введении в школьный курс обучения следующих методов и форм работы:

- тренинговые, игровые и другие активные формы работы;

- специальная работа, направленная на повышение информированности учащихся о мире профессий, условий труда, требований, предъявляемых к конкретным профессиям.

- формирование у подростков адекватного уровня притязаний относительно собственных возможностей в освоении конкретной профессии, а также ценностных ориентаций и мотивов выбора.

- создание особых, специально организованных пространств, создающих возможности для формирования и удовлетворения потребности во взрослении у подростков и осуществления ими профессиональных проб.

- применение диагностических программ для отслеживания и обнаружения проблем, связанных с развитием понятийного мышления, а также разработки соответствующих рекомендаций по их коррекции.

- создание и применение специального диагностического блока для выявления способностей и склонностей к определённому образовательному профилю.

В основу разработки программы формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и профессии была положена концепция, сформулированная Е.А. Климовым. Эта концепция вытекает из принципа единства сознания и деятельности и ориентируется на формирование индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

Инновационная психологическая профориентационная программа (ИППП), ориентированная на учащихся 8-10-х классов, включает в себя теоретический, диагностический и тренинговые блоки.

Целью ИППП является создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения учащихся.

Цели отдельных этапов:

в 8 классе - создание психолого-педагогических условий для развития мотивации к профессиональному выбору.

В 9 классе - создание психолого-педагогических условий для осознанного профессионального выбора учащимися будущего образовательного профиля.

В 10 классе - психолого-педагогическая поддержка профессионального выбора учащихся.

За основу теоретических блоков взяты известные программы Григорьевой Е.Е., Климова Е.А, Митиной Л.М, Махаевой О.А, Микляевой А.В., Пономаренко Л.П., Пряжникова Н.С., Резапкиной Г.В., Савченко М.Ю, Чернявской А.П. и др., добавив и усилив их теми моментами, которые были описаны во второй главе.

Инновационность программы заключается в её ориентации на мотивационную составляющую готовности к осознанному выбору профессии. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Так в программе восьмого класса используются специальные методы работы с эмоциональной включённостью в процесс выбора (эмоциональное принятие выбора).

Другим важным отличием программы мы считаем введение в неё профориентационного тренингового и специального диагностического блоков в девятом классе, которые также направлены на значимое повышение уровня профессиональной готовности в целом, и особенно её мотивационной составляющей.

По сравнению с достаточно распространёнными и широко используемыми тренингами общения, профориентационный тренинг является на данный момент новой уникальной разработкой. В его основу положены занятия, разработанные А.П. Чернявской. Тренинг, также как предлагаемые занятия, направлен на формирование осознанной готовности к профессиональному выбору, однако, в отличие от них он проходит методом "погружения" в течение трёх дней, имеет несколько другую логику и структуру, дополнен специально разработанными психологическими методами и приёмами отработки каждого этапа.

Наряду с профориентационным тренингом в ИППП используются и другие виды тренингов.

Тренинговые блоки ИННН включают:

- тренинг партнёрского общения (в 8 классе -12 часов);

- профориентационный тренинг (в 9-м классе -24 часа);

- тренинг профессиональной направленности с использованием ролевых и деловых игр, направленных непосредственно на отработку определённых качеств и умений (в 10-м классе для каждой профильной группы свой - 9 часов).

Все тренинги проводятся в режиме "погружения" по 6-8 часов 2-3 дня подряд.

Другим существенным моментом программы является диагностический блок в девятом классе. Многие девятиклассники не в состоянии сделать какой-либо определённый выбор даже относительно своего будущего образовательного профиля, не говоря уже о конкретной профессии. Но именно определённость выбора может мотивировать школьника предпринимать усилия и пробовать различные виды деятельности, чтобы подобрать для себя наиболее подходящий.

Хотя практически все профориентационные программы включают в себя диагностику, эта диагностика, как правило, очень общая и потому не эффективна. Необходимо также заметить, что многие диагностические процедуры сводятся лишь к мотивационным тестам, а тесты способностей и личностные тесты проводятся без конкретизации и соотнесения полученных результатов с соответствующими профессиями.

Отличие данной программы заключается в том, что она направлена на выявление конкретных профессий, к которым есть склонность у подростка. Это требует высокой информированности психологов о мире профессий, а также владения современным диагностическим инструментарием.

В результате пройденного диагностического курса школьникам выдаётся профориентационная карта с общими результатами и рекомендациями, а также с результатами по трём блокам: блоку способностей, мотивационному и личностному, где в каждом указан список тех профессий, которые наиболее всего подходят данному учащемуся по мотивации, способностям и личностным качествам. В качестве итоговых результатов эти три блока анализируются и выдаются рекомендации, к каким профессиям на данный момент есть наибольшая склонность, и на что необходимо обратить внимание, если эти выводы не совпадают или частично совпадают с его декларируемыми профессиональными намерениями.

Проводится также индивидуальная консультация с подростком и его родителями и, наконец, вся программа девятого класса заканчивается ролевой игрой по набору в профильные группы.

Эффективность всей комплексной программы предпрофильной и профильной подготовки подтверждается результатами диагностики уровня готовности к осознанному выбору профессии и сравнением этих результатов с результатами контрольной группы, в которой данная программа не проводилась.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.