Рефераты. Влияние игровой деятельности на развитие детей с интеллектуальными проблемами

Для наглядности представим полученные результаты в диаграмме.

Полученные данные показывают повышение уровня развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, особенно в коммуникативности и мышлении.

В заключении мы провели сравнение представленных данных.

Сравнительные результаты диагностики группы. Таблица 3

Результаты диагностики

Произвольность

Мышление

Память

Внимание

Коммуникативные навыки

До проведения занятий

4,5

4,3

4,5

4,4

4,6

После проведения занятий

4,7

4,8

4,6

4,6

4,9

Сводные показатели эксперимента.

При анализе сравнительных результатов диагностики психических процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью до начала проведения развивающих занятий и после, явно просматривается увеличение качественных показателей по всем направлениям. Если регулярно в течение года проводить развивающие занятия с детьми, то процент вышеуказанных показателей значительно возрастет.

Заключение

Анализ состояния проблемы - влияние развивающих занятий на подготовку детей к школе и результатов проведения психолого-педагогической работы позволил сформулировать следующие выводы.

Отечественные психологи и педагоги отмечают всю важность и необходимость исследования данной проблемы. Она раскрыта в работах Д.Б Эльконина, А.Л Венгера, Л.С Выготского, К.П. Поливановой, где указано на взаимосвязь физиологического и психического в онтогенезе, на значение развивающих занятий в психическом и личностном развитии ребёнка, на учёт сенситивных периодов.

Переход от дошкольного к школьному детству является очень трудным, ведь именно несформированность на предшествующем этапе как необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение - деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда. Кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.

В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование навыков учебной деятельности детей. Большая роль в развитии процессов памяти, мышления, воображения, произвольности, внимания отводится становлению развивающей среды, которую необходимо создать как в школьном учреждении так и дома. Эксперимент позволил выявить наличие в экспериментальной группе 57% детей со средним уровнем развития психических процессов, остальные дети показали низкий уровень развития.

Используя содержание типовой программы воспитательно- образовательной работы с детьми, проводились развивающие занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, которые способствовали развитию памяти, воображения, мышления.

Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами эксперимента, в ходе которого была определена динамика развития психических процессов.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что развивающие занятия влияют и на общее развитие ребёнка.

Список использованной литературы

Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Фонд «Мир», 2003.

Андреев О.А. Тренируем свою память/ Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Аркин А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте М. 1994.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: 3ачем? Как? М., 2003

Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интел¬лекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997. -

Безруких М.М., С.П. Ефимова Знаете ли вы своего ученика? М., 2008

Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1999

Богданова Т.Г., Кормилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М: Ростпедагенство, 1994.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.: Роспедагенство, 1994

Богословский В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981

Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

Бурланская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблема психологического развития детей. - М: МГУ, 2008

Введение в психодиагностику/ Под ред. Е.М. Борисовой. - М.: Академия. 1997.

Введение в психодиагностику/ Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Академия.

Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т., - СПб.: Изд-во Ленинградского университета, Т. 3. 1991

Венгер А.Л. Овладение опосредственных решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1985г. № 2

Венгер А.Л. Поливанова К.Н. Особенности отношения шестилетних

Вестник Московского комитета образования .2000 7. Выготский Л.С. Детская психология. М 1987

возраста, М., 1998

Возрастная и педагогическая психология: тексты./ Под ред. Шуаре Марта О.- М.: Изд-во Московского университета, 1992.-272с.

Выготский Л.С. Кризис семи лет //вопросы детской психологии С-Пб. 1999

Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО - Пресс, 2000 -408с.

Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1008 с.

Гатаева Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память. - СПб.: Питер, 2000. - 160 с.

Готовность к школе детей к школе //под ред. А.Л. Венгера К.П.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе М., 1993

Давайте поиграем/ Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1991. -140с.

Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Т.Д. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004

Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника/ Под ред. Коломинского Я.Л., Панька Е.А. - Минск.: Университетское, 1997.

Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах/ Котелевская В.В., Онисимова Т.Б. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Житнивова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2005

Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.,1986

Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Академия, 2002

Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 2008

Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте

- СПб.: Питер, 2000.

Киселева П.А. Как развивать память ребенка. - СПб.: Аквариум, 2006.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению

- СПб.: Питер, 2007

Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения у

дошкольников - М.: МГУ, 2005.

Мир детства. Дошкольник. М., 2001

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.:Академия, 2000

Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, Кн.1, 2001.

Обухова Л.Ф. Возрастначя психология М., 1998

Общая психология: Учебное пособие/А.В. Петровский, А.В. Брушинский, В.П. Зинченко и др./ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника М. 2008

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов М., 2000

Психология / Под ред. Дружининой. - СПб.: Питер, 2000.

Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Ильконина. - М: Просвещение, 2004

Психология: Учеб. для педаг.вузов / Под ред. Сосновского Б.А. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

Рубинштейн С.Я. Основы психологии М: «Педагогика».1999

Смирнова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000

Тесты для детей: Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Голубнева. - СПб.: Дельта, 2007

Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А. Венгер, О.Н. Дьяченко, Р.И. Барзина. - М.: Просвещение, 2004.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку: Занимательные дидактические занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение,2008

Чего на свете не бывает?/ Под ред. Дьяченко О.Н., Верака Н.Е. - М.: Знание, 2008

Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб., 2006

Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 2008

Чудова Е.А Обучение детей в детском саду М., 2006

Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001.

Экспериментально-психологические исследования психических процессов/ Авторы составители - Брусилова Е.А., Князева Л.А. - Краснодар: ОИПЦ, 2003

Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.,2000

Приложение 1

Список детей, принимавших участие в эксперименте:

1. Коля А.

2. Саша Б.

3. Юля Д.

4. Саша К.

5. Дима К.

6 Алина Ч.

7. Алеша К.

8. Вова В.

9. Петя З.

10. Настя К.

11. Миша К.

12. Саша Г.

13. Сергей Г.

14. Нина В.

Приложение 2

«Кольца Ландольта"

Приложение 3

«Четвертый лишний»

Приложение 5

Программа игр для групповой психопрофилактики нарушений психологического здоровья детей.

Ролевые игры - в данной программе и направлены на знакомство, раскрепощение детей и базе первичных данных для «учителя» о ребёнке.

«Руки- звери»

Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде рука одного из детей превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине соседа. При этом оговаривается, что нельзя делать друг другу больно! Ребёнок говорит за что данного зверя можно любить, т.е. называет свои достоинства, олицетворяя себя с этим животным.

«Превратились»

Ведущий предлагает ребятам превращаться в животных поочерёдно: больших, сильных и маленьких, слабых (волк-мышонок, слон- котёнок, тигр-ежонок). Каждый пытается поздороваться так, как бы это сделал данный зверь. Затем меняться ролями.

«Большие - маленькие»

Дети превращаются поочерёдно то в маму, то в её ребёнка у различных животных (слониху- слонёнка, кота- котёнка, лошадь - жеребёнка). Необходимо, что бы каждый побывал в роли и матери и ребёнка.

«Смелый - трусливый»

Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя и др.).

Психодинамические игры - направлены на принятие своего имени, своих качеств характера, принятия своего прошлого, настоящего, будущего, своих прав и обязанностей.

«Ласковое имя»

Вспомните, как ласково вас называют дома. Сейчас мы будем бросать друг другу мячик, тот, у кого он оказался, передаёт его другому, называя своё ласковое имя. Важно и запоминать, кто каждому из вас бросил мячик, т.к. когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя.

«Я горжусь»

Дети закрывают глаза. Ведущий просит их представить лист бумаги, на котором большими буквами написано: «Я горжусь, что я …» После того, как дети внимательно рассмотрят буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать это группе.

«Путешествие в будущее»

Ведущий говорит детям: Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вы хотите, чтобы вы в будущем многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофёром, лётчиком, учёным или ещё кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумаёте, чего вам хочется для себя в будущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе о своём заветном желании, только громким голосом. Например: В будущем я могу полететь на Марс. А мы теперь представим себя в роли волшебников и поможем исполнить желания друг друга. Для этого, после слов каждого мы будем хором очень громко повторять волшебные слова: «В будущем ты сможешь…» И тогда ваше желание непременно сбудется!

«Мы - родители»

Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребёнка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даём ему советы, каким ему следует быть. «Ребёнка» сажают в центр круга, а остальные дети принимают на себя роль родителей- дают ребёнку советы, а последующий «родитель» отрицает его, приводя свой пример.

Например:

-Будь всегда честной.

-Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Лучше будь всегда весёлой. (Можно поменять «ребёнка и родителя» местами для сравнения их ощущения в роли одного и другого).

Коммуникативные игры - цель этих игр в формировании у детей умения увидеть в других людях их достоинства и поддерживать его вербально, или при помощи касания; обучить умению сотрудничать.

«Цветок дружбы»

Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми дружить. Каждый ребёнок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочерёдно с каждым: сначала он сажает семечко- ребёнок поджимает ноги, садиться на стул, опускает голову - он «семечко». Ведущий поглаживает его - «закапывает ямку». Затем поливает. Семечко начинает «расти» - ребёнок потихоньку встаёт, поднимая вверх руки. Ведущий ему помогает, поддерживая его за руки. Когда цветок «вырастает» дети хором ему кричат: Какой красивый цветок, мы хотим дружить с тобой! Дети должны по разному изобразить «рост» разного цветка.

Мысленная картинка на тему «Настоящий друг!»

Ведущий предлагает детям нарисовать такую мысленную картинку, в которой бы присутствовал хороший друг ребят, а затем рассказать о ней группе. Делается вывод о круге друзей детей: толи это брат, сестра, мама, или собака, кошка, природа.

«Маша настоящий друг, потому что…»

В центр круга выходит один ребёнок. Его задача в том, что он должен пригласить в круг своего настоящего друга из группы, закончив предложение: «…(имя) настоящий друг, потому что...». И так по цепочке пока в кругу не окажутся все дети, и не поймут что все они одна большая дружная команда.

«Настоящий друг в нашей группе »

Каждый ребёнок загадывает любого ребёнка из группы, которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальные угадывают кто же это был.

Задания на формирование у детей «эмоциональной грамотности» - своей целью представляют обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, пониманию индивидуальности чувств, умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

«Закончи предложение»

Дети вспоминают самые счастливые чувства- радость. Далее они заканчивают предложение:

«Для ребёнка радость это…»

«Для ученика радость это…»

«Для мамы радость это…»

«Рисунок радости»

Учащиеся представляют себя художниками, которые иллюстрируют детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость». Каждый показывает свой рисунок, комментируя почему именно «это радость».

«Художники»

Дети делятся на две команды, каждая получает куклу и «грим», каждая задумывает мультяшного героя и чувство (персонажа). На выполнение 3-5 минут. Затем остальные отгадывают героя и его чувства.

«Попугай»

Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Каждому из игроков называет заранее определённое чувство, с которым он должен будет произнести данную фразу. Остальные дети угадывают это чувство.

«Покажи дневник маме»

Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает её так, чтоб видеть могла только «мама». Она должна без слов выразить своё чувство так, чтобы остальные догадались, какую оценку получил «ученик».

Шуточные игры

«Что я беру с собой за границу?»

Играют 10-15 человек. Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чем суть игры. Ведущий - это представитель таможни. Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой...(стол, курицу, вулкан и т.д.). Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: "Пропускаю". Например: Дима - деньги, Таня - телевизор. В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу.

«Булочка»

Игра для тех, кто любит посмеяться. Человеку в рот засовывается большой кусок булочки так, чтобы он почти не мог говорить. Затем ему дают текст для прочтения. Он начинает читать с выражением (пусть это будет какой-нибудь незнакомый стих).

Другой человек записывает за ним то, что он понял, а потом читает для всех вслух. Его текст сравнивают с оригиналом.

«Одеяло»

Для игры необходимо 15-40 человек. Люди должны знать хотя бы имена друг друга, а лучше, чтобы были хорошо знакомы. Один человек выходит за дверь. Кого-нибудь из оставшихся садят на стул и накрывают одеялом. Человек, вышедший за дверь, входит обратно. Его задача - угадать, кто под одеялом. Если людей много, это будет сделать не так уж легко.

«Сила носа»

Для конкурса берется крышка от спичечного коробка и надевается на нос (покрепче). Задача - при помощи движений лица снять крышку. Наилучший результат получается при плотно надетом на нос коробке.

«Туфелька для Золушки»

Дети делятся на две команды. В каждой выбирается капитан. Команды садятся друг против друга, все снимаются по одной туфле или ботинку и кидают в центр в одну кучу: можно положить лишнюю обувь. Капитаны это не видят. Задача капитана - обуть свою команду. Побеждает команда, первая оказавшаяся в обуви.

«Нарисуй слона»

Ведущий предлагает двум командам по листу бумаги, на котором коллективно, с закрытыми глазами, рисуется слон: один рисует тело, другой голову, третий ноги и т.д.

«Разорви газету»

Выбираются пары. Необходимо одной рукой правой или левой все равно - разорвать газету на мелкие куски, рука при этом вытянута вперед, свободной рукой помогать нельзя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.