Рефераты. Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста

Физическая культура в школьном возрасте имеет большое значение и для обучения необходимым в жизни двигательным умениям, навыкам. Цель физической культуры - способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника и подготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность.

Физическая культура - это занятия физическими упражнениями, закаливанием и туризмом, соревнование по разным видам спорта. К основным занятиям физическими упражнениями младших школьников являются: урок физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры на перемене, занятие в спортивных кружках и секциях. Гимнастика помогает стать стройным и сильным. Легкая атлетика и лыжные гонки помогают стать выносливым. Гимнастика до занятий нужна для того, чтобы подготовить организм к урокам. Физкультминутки нужны для того, чтобы организм отдохнул. Если у школьника предостаточно развита сила, то ему дают задания на выполнение силовых упражнений. Развитие физических качеств измеряют с помощью тестовых упражнений. Общеразвивающие упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему ребенка. Ритмичность, дозированность, периодическое увеличение и снижение нагрузки при выполнении упражнений способствует укреплению сердечной мышцы. Важнейшее влияние упражнений оказывает на формирование и развитие нервной системы ребенка. Для формирования опорно-двигательного аппарата физические упражнения играют самую главную и непосредственную роль. Осанка - один из важнейших показателей здоровья. Фундамент здоровой осанки закладывается с раннего детства посредством физических упражнений, правильного питания, закаливания. [8; 123]

К общим задачам физической культуры относится:

1) Содействовать нормальному формированию, гармоничному развитию растущего организма; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

2) Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать умения и навыки, обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практике.

3) Совершенствовать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучать детей разумному использованию сил в соответствии с задачами.

4) Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использование других средств физической культуры;

Воспитывать высокие нравственные качества, приучать к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия. Таким образом, отличительной чертой физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека. Физическая культура детей младшего школьного возраста осуществляется в трех сферах:

1) в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования

2) в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями.

3) в семье. [10; 65]

1.4 Особенности физического воспитания в семье детей младшего школьного возраста

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиям. Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующих развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретает также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленными и в силу этого более результативным.

К задачам, решаемым, в этом возрасте относится:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования в пространстве) и кондиционных (выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнениях. [11; 190]

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуще все признаки педагогического процесса. Отличной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, дееспособность. [4; 145]

Средства физического воспитания

Одним из средств физического воспитания детей младшего школьного возраста в семье является физическая культура. Она включает массаж, гимнастику, спортивные упражнения, подвижные игры, а также закаливания.

Массаж - механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей.

Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения - это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражение кожно - мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит взрослый. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног). Температура при выполнении массажа и гимнастических упражнений должна быть не выше 20-22°. Во время выполнения упражнений у ребенка поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Формирование правильной осанки - одна из важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста. При неправильной осанке (при круглой спине) особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (вертикального, положения сидя, лежа на спине, на животе, на боку). Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп. Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома было включать их в утреннюю гимнастику. В настоящее время родители довольно часто устраивают так называемый «стадион на дому».

Спортивные упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки. Для катания на санках необходимо, строго учитывать погодные условия, и не только температуру воздуха, но и силу ветра. Легко одетый ребенок более подвижен и поэтому не переохлаждается. Но прежде чем разрешить детям преодолеть первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотным слоем покрыл склон, и на нем нет посторонних предметов - камней, пней, а также ям, бугров и других не ровностей. Для первых шагов на лыжах лучше подобрать укороченные лыжи - на 15-20 см меньше «нормы». В начале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Продолжительность ходьбы на лыжах увеличивают в зависимости от возраста и умений ребят постепенно- с 15-20 до 40 минут. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Бег на коньках способствует формированию правильной осанки, укрепляет связки стопы. Езда на велосипеде способствует развитию физических качеств - выносливости, ловкости, укрепляет мышцы ног и стопы. Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома - в выходные и праздники. [14; 27-56]

Подвижные игры созданы для того, чтобы показать достижения детей в разных семьях. Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. [5; 7-13]

Закаливание - это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

При закаливании тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы - солнце, воздух и вода - действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне - от 160 до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях - более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.