Протокол регистрации параметров предметной деятельности
у детей от 2,5 до 3 лет
Фамилия, имя ребенка......... Возраст ….Дата обследования
Параметры
ПД
Показатели параметров
Ситуации
«Знакомые предметы»
«Не-знако-мый пред-мет»
«Действия по образцу»
Индиви-дуальная деятель-ность
Совмест-ная дея-тель-ность
Проба 1
Проба 2
Виды действий
Ориентировоч-ные и манипулятивные дей-ствия
0
1
2
Культурно-фиксированные действия
Не фик-сиру-ются
Позна-вательная активность
Эмоциональ-ная вовлеченность
в деятельность
Настойчивость
Не фик-сируется
Стремление к самостоятель-ности
3
Включен-ность в общение со взрос-лым
Стремление воспроизво-дить образец действия
Не фик-сирует-ся
Ориентация на оценку взрос-лого
Речевое со-провождение деятельности
Целе-направ-ленность
Примеча-ния
Шкалы оценки параметров на третьем году жизни
Критерии оценки показателей
Баллы
Виды
действии с
предметами
Ориентировочно-
исследовательские и манипулятивные действия
Отсутствуют
ребенок игнорирует предметы
Использует редко:
ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие
Использует часто
ребенок активно обследует
предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним
Культурно-фиксированные
действия
ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением
Используются редко
ребенок совершает одно - два
действия данного вида, пред-
почитает манипулятивные
Используются часто
ребенок совершает много
различных культурно-фиксированных действий
Познавательная
активность
Эмоциональная вовлеченность в деятельность
Отсутствует
ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними, выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы
Слабая
ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам часто отвлекается, проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко
Высокая
ребенок проявляет выражен-ный интерес к предметам, полностью поглощен дея-тельностью, действует сосре-доточенно, длительно сохра-няет интерес, выражает яркие положительные эмоции
Настойчивость в деятельности
Стремление к самостоятельности
ребенок не проявляет настой-чивости, после первой же не-удачи прекращает деятель-ность
Слабовыраженная
ребенок совершает 2-3 по-пытки решить задачу и теряет интерес к ней
Ярко выраженная
ребенок совершает много-кратные попытки решения за-дачи
ребенок не стремится дейст-вовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью к взрослому или пассивно ожи-дает помощи
Слабое
ребенок пытается действо-вать самостоятельно но по-сле первой же неудачи обра-щается ко взрослому
Среднее
ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помо-щью, но тут же отказывается от нее. пытаясь действовать самостоятельно
Выраженное
ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает дей-ствовать самостоятельно
Включенность ПД в общение с
взрослым
Стремление воспроизводить образец действия
ребенок игнорирует образец
правильного действия, пред почитает действовать по-
своему
ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему
ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца
Сильное
ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец
Ориентация на оценку
взрослого
ребенок не ориентируется на
оценку взрослого
Слабая выраженность
ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки
Средняя выраженность
ребенок ищет оценку взросло-
го, но не всегда учитывает ее
в своих действиях
Высокая выраженность
ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях
Речевое сопровождение
деятельности
ребенок не сопровождает действия речью
ребенок редко пользуется речью
ребенок активно пользуется
речью
Целенаправленность
ребенок не стремится достигнуть правильного результата
ребенок предпринимает попытки достичь правильного
результата, но быстро теряет цель
ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия
О
Анализ результатов и составление заключения
Высокий уровень развития ПД
При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в боль-шинстве проб имеют высокие баллы.
Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая воз-раст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти пока-затели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет -не ниже, чем 2 балла.
Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» сле-дует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.
Средний уровень развития ПД
Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. На-пример, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная актив-ность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.
Низкий уровень развития ПД
Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «О баллов».
Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными дейст-виями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в дея-тельности с предметами.
Высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психиче-ского развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии про-блем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на за-держку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педа-гогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.
Проанализировав данные диагностического обследования, психолог со-ставляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности.
Заключение об уровне развития предметной деятельности
у ребенка на третьем году жизни
Фамилия, имя ребенка...........Возраст . . …………. .Дата обследования……………
Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, использу-ются редко, используются часто)
Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются часто)
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая)
Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)
Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое, среднее, выраженное)
Включенность ПД в общение с взрослым
Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее,
сильное)
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, слабовыраженная, средневыраженная, ярко выраженная)
Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное)
Целенаправленность у детей старше 2,5 года (отсутствует, слабовыраженная ярко выраженная)
Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную характеристику)
Рекомендации
Литература:
1. В.С.Мухина Детская психология М.: Просвещение, 1985
2. Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология.М.: Просвещение,1988
3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология.М.,1993
4. Смирнова Е.О. Детская психология М., 2003
5. Смирнова Е. О.и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.,2003
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7