Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.
Направленность процесса обучения, прежде всего, на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов: обучения грамоте (чтение и письмо) и математики в единый курс «Грамота» (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения грамоте исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Именно этим объясняется длительный подготовительный период обеспечивающий, в том числе, и мягкую адаптацию детей к школьному обучению. И обучение грамоте, и обучение математике в курсе «Грамота» является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование к младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.
Новизна подходов к построению курса «Русского языка» заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Курс «Русский язык» состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: «Как устроен наш язык», (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма) и «Развитие речи» (развитие речи у учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
Ведущей идеей «Литературного слушания», являющегося частью курса «Литературное чтение», является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще не достаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-ый год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным «препарированием» текста, сколько развивает оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.
Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».
Учебно-методический комплект «Школа 2000…» - «Школа 2100» включает в себя: учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г. Петерсон, разработанные в рамках программы «Школа 2000…» под руководством доктора физико-математических наук, профессора, заведующего Отделом математического образования РАО Г.В. Дорофеева; учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.А. Вахрушева, под руководством доктора филологических и психологических наук, академика РАО А.А. Леонтьева.
Комплект учебников создан:
1. в едином методологическом, методическом, дидактическом и психологическом пространствах;
2. максимально учитывающий психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика;
3. формирующий у школьника «целостную картину мира»;
4. интегрирующий предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов;
5. «выучивающий» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны», даже в руках начинающего учителя;
6. обеспеченный полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности;
7. переводящий учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения;
8. дающий при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования»;
9. открывающий возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;
10. максимально использующий весь предыдущий педагогический и методический опыт учителя в новом образовательном алгоритме;
11. реализующий единую языковую концепцию, т.е. внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтении., русскому языку, иностранному языку (со 2 класса) литературному чтению;
12. реализующий новую научную концепцию формирования гражданственности и патриотизма;
13. делающий обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняющим от перегрузок.
Технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе «Школа 2000…», помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, а управленцам - провести экспертную оценку деятельности педагогов в соответствии с целевыми требованиями Закона РФ «Об образовании» (1996 г.)
Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения - на уровне стандарта («минимума»). Это означает, с одной стороны, что не предполагается выполнение всех заданий из учебника, так как курс обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, в том числе и для более подготовленных детей. С другой стороны, не предполагается повышения уровня административного контроля, так как это может привести к перегрузке детей и учителей.
Обучение грамоте и русский язык.
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов, это содержательно - методические линии, на которых строится непрерывный курс.
В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.
Обучение чтению и начальной литературе.
Курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения. Авторы пытаются сформировать интерес к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты. Ряд произведений включен в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов. При работе с учебниками по чтению «Школа 2100» рекомендуется использовать технологию, формирующую правильный тип читательской деятельности.
Методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру деятельностный и проблемный. В помощь учителю, работающему по этому комплекту, подготовлены справочники «Детские писатели» (1 и 2-й выпуски).
Окружающий мир
Главная задача курса «Мир человека» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутина, Н.В. Иванова) формирование целостной элементарной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20-30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова как «энергия», «атом», «экология», «Интернет», с другой - имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Учебник имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме. В этом одно из проявлений важнейшей черты Образовательной системы «Школа 2000…» - «Школа 2100» - личностно-ориентированного образования, проявляющегося в обязательном самостоятельном выборе заданий учениками. Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотой личности, т.е. человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода - традиционного инструмента Образовательной системы «Школа 2000…» - «Школа 2100».Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие ребенка вопросы.
Особенности учебно-методического комплекта «классическая начальная школа»
Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» является целостной системой на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстроено в единой логике, которой соответствует методический и дидактический аппарат всех учебников. В программах и учебниках органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К.Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Это принципы развивающего обучения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциация и индивидуализация обучения, забота о том, чтобы центральной фигурой учебного процесса был ребенок, возможность обеспечить ему постоянный интерес, увлеченность, самостоятельность в добывании знаний, возможность самостоятельной оценки результатов деятельности, а также проектирование особых условий обучения, в которых ребенок учится взаимодействовать с товарищами, отстаивать свою позицию, слушать и понимать товарищей, быть терпеливым и терпимым.
Страницы: 1, 2, 3