46
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллекта младших школьников средствами компьютера
1.1.Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
1.2.Понятие «интеллект», «интеллектуальные способности», «информационные технологии», их сущность и содержание.
1.3.Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера
Глава 2 . Педагогические условия использования компьютера в развитии интеллектуальных способностей младшего школьника
2.1Особенности реализации информатизации в начальной школе
2.2. Первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой. Обзор программ.
2.3 Компьютер в жизни младшего школьника. Результаты констатирующего этапа эксперимента.
2.4 Проведение опытно-экспериментальной части исследования.
Заключение
Литература
Приложение
Интеллектуальное развитие выступает как важнейшее компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Ж Пиаже С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.
Предмет исследования - процесс умственного развития младших школьников средствами компьютерного обучения.
Объект исследования - процесс информатизации в обучении младших школьников.
Развитие интеллектуальных способностей в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.
Гипотеза - процесс обучения младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
его использование оптимизирует деятельность учителя;
применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом интеллектуальные способности учащихся;
он позволяет усилить интересы ученика, без которого невозможно интеллектуальное развитие.
Цель исследования - изучить условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников;
экспериментально изучить эффективность использования ЭВМ в начальной школе;
Научная новизна исследования заключается в том, что изучаются условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
подбор и составление задания для компьютерного обучения в начальных классах.
Экспериментальное обучение и обработка полученных данных.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-е годы Ю.А. Первиным, Д. Сьюзел, Д. Ротерей, S. Papert и другими. Они предлагали использовать обучающие средства для формирования умственных действий и умений использования информационных технологий. И лишь в последнее время данная проблема стала предметом активного обсуждения.
В проекте федерального компонента Государственного образовательного стандарта России для начального общего, основного общего и среднего (полного) образования содержится следующая характеристика информатики как образовательной области: «Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий». [1,90]
Поэтому перед обществом и встала задача создания информационного общества. Под информационным обществом будем называть такое общество, в котором информация становится наиглавнейшим ресурсом, определяющим развитие как производственных отношений, так и производительных сил.
Для этого кратко воспроизведём ос-новные положения универсальной теории самоуправления и управления, которые, на наш взгляд, служат основанием теории воспитания (они раскрыты в статье «Обу-чающая система как упорядочено устойчивая самоуправляемая и управляемая це-лостность»[34,76] В основу этих теорий положен сис-темный подход. Вот наш вывод:
Все объекты материального мира являются системами (слово «система» оз-начает порядок, отсутствие хаоса).
Общие свойства всех объектов ма-териального мира:
а) упорядоченность;
б) устойчивость;
в) целостность;
г) взаимодействие.
Исходя из того, что любая система в мире одновременно существует как целое (целостность) и как часть другой -- выше-стоящей системы, следует, что объек-тивной целью системы как целого является тот конечный результат (целостность, упо-рядоченность, устойчивость -- самосохра-нение), который закодирован при рожде-нии любой системы в виде программ со-хранения, на достижение которого направлена эта цель. Система как часть выполняет функции по отношению к выше-стоящей системе, частью которой она явля-ется, также закодированные при рожде-нии в виде соответствующих функцио-нальных программ.
Иными словами, объективная цель воспитания -- формировать само-управляемую и управляемую личности. Общество может считаться с этой целью или нет, но от этого зависит его судьба. В отличие от субъективной цели, предло-женной общественными науками, объек-тивная цель воспитания учитывает не толь-ко потребности человека, но и потребности общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель. К целевым па-раметрам личности относятся: интел-лект, природно-производственная база, здоровье, самоорганизованность, само-дисциплина как своей, так и вышестоя-щей системы (общества, природы).
Поскольку жизнеспособность систе-мы определяют все пять параметров в сово-купности (нельзя один параметр заменить другим), то и объективная цель управления формированием личности разбивается на пять компонентов общей цели.
1. Формирование интеллекта личности, воспроизводство интеллекта общества, подчинение интеллекту природы.
2. Формирование природно-производственной базы (ППБ) личности, подготовка к формированию, укреплению и развитию. ППБ общества и природы.
3. Формирование и укрепление здоровья личности, общества, природы.
4. Формирование и совершенствование самоорганизованности личности, формиро-вание отношения к организованности об-щества, гармонии природы.
5. Формирование и укрепление самодис-циплины личности, формирование отноше-ния к дисциплине общества, регулирова-нию в природе.
Рассмотрим один из параметров главной цели человека-личности- это интеллект.
Интеллект. Один из главных ком-понентов цели воспитания -- формирова-ние интеллекта личности, способного хра-нить, приобретать и накапливать знания объективных законов природы, умеющего использовать их для сознательного само-управления и управления, заключающего-ся в сознательном приспособлении к быст-ро изменяющимся условиям.
Эта подцель служит основанием для воспроизводства, сохранения и развития интеллекта личности, интеллекта общест-ва, а также обосновывает необходимость изучать объективные специфические и об-щие законы природы, общую теорию сис-тем, универсальную теорию управления, точные и естественные науки, литературу, живопись, музыку и другие виды искусств, являющиеся средствами формирования интеллекта.
Эти выводы подтверждаются последними действиями Мини-стерства образования. В статье «Программа воспита-ния: итоги реализации»[2,79] чётко представлен соци-альный заказ государства -- воспитание человека образованного, предприимчивого, готового мылить, самостоятельно получать информацию и умеющим ее проанализировать.
Проблему необходимости воспитания (управления форми-рованием фундамента личности, соответствующего возрасту до-школьного и младшего школьного возраста) подняли учёные-пе-дагоги E.Г. Гуртова, E.G. Ермакова, М.В. Захаров, Н.Н. Светловская, Н.В. Виноградова, Н.А. Федосова[3,105] Традиционная начальная школа (I-III, I-IV), провозглашая развитие личности, успешно формирует знания, умения, навыки; все усилия педагогов направлены к тому, чтобы выполнить «предметные» задачи, которые доминируют над задачами развития и воспитания ребёнка. Предлагается следующая структура новой начальной школы (Н.А. Федосова):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8