Рефераты. Урок литературы в компьютерном классе

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в следующей таблице:

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК.

КОМПЬЮТЕР

КНИГА

Доступность

Частичная

Полная

Транспортабельность

Отсутствует

Полная

Характер информационной системы

Открытый

Закрытый

Объем информации

Количественно не-

стабилен и тяготеет к

неограниченности

Однозначно ограничен

Уровень оперативности обработки информации

Высокий (возможно,

автоматизированный)

Невысокий, зависит от субъективных факторов

Качественный уровень

Допускает возможность поверхностного ознакомления.

Детальный, осмысленный.

Общественная оценка

Не устоявшаяся

Однозначно высокая.

От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками.

Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда не заменят преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.

С использованием компьютерных программ, с одной стороны, обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в ходе процесса обучения присутствует элемент соревнования с ПК и т. д.

С другой стороны, такая индивидуализация обучения накладывает свой отпечаток на работу преподавателя. Преподаватель рискует оказаться либо в роли «челнока», снующего между обучаемыми, либо в роли «столпа Вселенной», к которому обучаемые должны ходить по одному или небольшими группами. При любом из этих вариантов преподаватель лишен возможности активно влиять на процесс обучения и реально оценивать уровень подготовки обучаемых, т. к. он не имеет возможности контролировать в динамике протекание процесса обучения хотя бы у большинства.

Отсюда возникает проблема организации учебного процесса, которая облегчила бы взаимодействие преподавателя с обучаемыми без снижения эффективности процесса обучения.

В большинстве публикаций авторы рекомендуют разбить учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа:

1) усвоение теоретического материала,

2) применение теоретических знаний на практике.

На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в процессе передачи знаний являются доска и мел. Скорость передачи невысока. В этом случае хорошим решением является применение демонстрационного оборудования. Это может быть привычное проекционное устройство для работы со слайдами или прозрачными пленками, а также устройства, которые позволяют либо проецировать изображение с компьютера на экран, либо выводить изображение с компьютера на телевизор с большой диагональю.

Такое оборудование позволяет не только наглядно объяснить теорию, но и показать практическое ее воплощение в виде обучающей компьютерной программы, что влечет за собой увеличение скорости информационного потока в системе «преподаватель - обучаемый» и существенное повышение прочности усвоения.

На втором этапе преподавателю отводится роль наблюдателя и консультанта. Преподаватель может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых. Он может просматривать и, при необходимости оперативного вмешательства, может со своего ПК эмулировать (воспроизводить) управление клавиатурой и мышью обучаемого. Во время работы обе стороны могут обмениваться друг с другом сообщениями, а при наличии средств мультимедиа, таких, как видеокамера, микрофон и наушники - вести живой диалог.

И, наконец, еще один момент, наиболее трудный и тревожный в психологическом плане - контроль.

Контроль в компьютерных системах обучения обычно складывается из проверок трех уровней:

· текущих (по шагам обучения),

· промежуточных (контрольные работы),

· итоговой (экзамен, зачет).

Эффективность реализации контролирующей функции во многом связана с формой ввода и анализа ответов, т. е. с формами организации диалога. Качество контроля во многом зависит и от возможности диагностирования причин ошибок. При этом преподавателю во многом может помочь рациональное структурирование материала.

Корректирующая функция реализуется с помощью быстрой обратной связи между обучаемым и обучающей системой (преподаватель + ПК). Корректирующая информация для обучаемого должна подбираться таким образом, чтобы заинтересовать его в дальнейшем обучении, дать почувствовать ему, что преподаватель и ЭВМ понимают каждое его действие и являются его надежными помощниками в процессе обучения. Особую роль при этом играет пояснение. Оно является поощрением за правильный ответ, помощью и подсказкой при типовой ошибке или неопознанном ответе, указанием-инструкцией в случае грубой ошибки.

Управление учебной деятельностью в значительной мере зависит от режима. Анализ существующих обучающих систем позволяет выделить такие режимы управления:

1. непосредственное управление учебной деятельностью со стороны компьютера, когда компьютер ставит перед учеником учебную задачу в реальном виде; со стороны ученика допускаются вопросы, касающиеся только решения данной задачи, характер помощи выбирает компьютер;

2. опосредствованное управление со стороны компьютера, когда компьютер ставит перед учеником проблемы, которые тот должен сформулировать в виде учебной задачи; применяются задачи на моделирование разных производственных и социальных ситуаций, которые допускают массу решений, а также задачи на поиск неисправностей, причем обучающие воздействия даются в форме эвристических рекомендаций и обобщенных оценок действий ученика;

3. динамичное управление со стороны компьютера и ученика, когда решение учебной задачи внешне выступает как общее с компьютером решение задачи, которую ставит компьютер или ученик; характер и меру помощи может определять и ученик, и компьютер; размер помощи может изменяться от подсказки до исполнения компьютером фрагмента решения учебной задачи.

Существенным требованием к диалогу ученика с компьютером является осторожное отношение к оценочным суждениям. Эффективные системы не допускают реплик, которые ученик может воспринять как обидные, не дают негативных оценок мышления, памяти, внимания ученика, а тем более личностных черт; замечания делают в мягкой форме, без излишней категоричности, например: «Кажется, вы сегодня недостаточно внимательны», «Вероятно, сегодня вы работали не на полную силу».

2.4. Применение компьютера на уроке литературы.

Актуальной задачей педагогической информатики становится помощь учителям-словесникам в достижении одной из главных целей -- формирования культуры чтения в условиях современной информационной среды, тем более, что навыки использования телекоммуникаций, умение читать и писать гипертекстовые и гипермедийные документы могут быть уже отнесены к базовым для современной культуры.

В основе информационной культуры читателя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью знаний и умений юного читателя.

С помощью компьютерных технологий можно создать специальные обучающие программы, тренажеры, демонстрировать видеоматериал. Так, например, программа PowerPoint поможет учителю организовать презентации для последующего показа во время выступления на уроке-семинаре или конференции, подготовки раздаточного материала для учащихся. Таково основное назначение этой программы. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Эти учебные пособия можно использовать и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики могут воспользоваться во внеурочное время. Можно также использовать презентации как одну из форм представления творческих работ учеников.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок литературы в компьютерном классе, например, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам, используя материалы, найденные в Интернете, отсканированные иллюстрации из книг и энциклопедий, а также материалы электронных энциклопедий или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Использование информационных технологий поможет осуществить речевое развитие старшеклассников комплексно, с учетом подготовки выпускников школы к общению в различных сферах, к овладению различными речевыми стилями.

Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога учащихся девятых-одиннадцатых классов на уроке литературы. Школьники выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Выработка умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности изучения литературы, воображению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.

Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения на литературные темы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; ученики не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от контекста, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.

Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект (вместо традиционного реферата или доклада) с использованием изученных на уроке информатики (или самостоятельно) способов обработки и представления информации в разных программных средах. Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных о поэте или писателе. Базы данных, их создание и работа с ними изучаются в базовом курсе информатики, так что для учеников не составит труда собрать материалы для небольшой базы данных и создать ее. Такое задание будет очень полезно ученикам, поскольку предоставляет возможность поработать с интересной информацией, расширяющей их кругозор, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их. Учителя литературы и информатики могут оказать ученику консультационную помощь на этапе сбора и структурирования информации. Под структурированием понимается выделение из всего объема информации объектов, которые можно описать, используя определенные признаки.

Рассмотрим процесс структурирования на примере. Так, в базе данных собрана информация о произведениях писателя эпохи классицизма. Описываемым объектом служит текст одного из его произведений. К описывающим его характеристикам относятся: содержание, название произведения, время написания, история создания, стиль писателя. Можно добавить такие характеристики, как произведения живописи или зодчества, созданные в России во второй половине XVIII века, техника, в которой выполнены работы художников данного периода, размеры полотен, в каких музеях или частных коллекциях они сейчас хранятся, и т. д.

При создании базы данных вся информация заносится в таблицу, в строках которой расположены описываемые в базе объекты, а в столбцах -- названия характеристик этих объектов. Параллельно для каждого объекта создается форма в виде формуляра книги в библиотеке.

Ученики, которые увлекаются программированием, могут с помощью учителя информатики и литературы подготовить тесты в какой-либо среде программирования. Например, в среде Delphi можно подготовить тест для использования в качестве интересного задания школьной олимпиады по литературе. Можно за основу взять тест классического сценария: выбор одного или нескольких ответов на предложенный вопрос, но с использованием графических изображений. Также можно подготовить тесты для проверки на интегрированном с информатикой уроке. Сценарий можно выбрать любой. Например, выбор ответа путем перемещения соответствующей правильному ответу картинки (поместить рядом с портретом автора изображение эпизода, созданного им литературного произведения).

При работе над созданием мультимедийных тестов, учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Дать учащимся почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить собственную успешность. Существенным является также и то, что работа по созданию тестов позволяет ученику накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией, с различными ее типами. Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, ученик не испытает растерянности, а наоборот, приобретет чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентностность и свой профессионализм.

Возвращаясь к формам уроков, можно предложить такие комбинации, как работа с электронной энциклопедией по определенному заданию с последующим тестированием, поиск информации в электронной энциклопедии с последующим устным или письменным изложением, содержащим анализ этой информации, и т. д.

Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, ее отбора и анализа, очень важны. Они способствуют приобщению юных читателей не только к литературе, но и к другим видам искусства: живописи, архитектуре, классической музыке.

Заключение.

В данной курсовой работе мы рассмотрели проблемы, связанные с внедрением компьютера в школьную среду.

С появлением компьютера реализация его педагогических возможностей пошла по схеме обучения, а не самообучения, чему способствовали несколько факторов. Во-первых, это - традиционная схема организованного обучения в человеческом обществе и ее, хорошо изученную и отработанную, естественно, проще перенести на компьютер. Во-вторых, традиция внедрения компьютера в человеческую деятельность всегда связана с перенесением на компьютер того, что хорошо отработано в «ручном» исполнении, а традиционный подход в обучении «отрабатывался» более двух тысячелетий. В-третьих, созданием и внедрением компьютерных систем обучения занялись в инициативном порядке преподаватели, большей частью - очень молодые, которые, естественно, перенесли в обучающие программы свою методологию, т. е. моделировали с помощью компьютера свое поведение в процессе обучения.

Процесс внедрения компьютера в обучение шел, как видно, по схеме, аналогичной другим применениям компьютера. Однако в школе он не дал сразу такого эффекта, как в других отраслях.

Опыт компьютеризации различных сторон человеческой деятельности показал, что внедрение компьютера дает многократное повышение эффективности.

Образование не получило столь убедительного ускорения. Даже массовое использование компьютера в учебном процессе не сократило заметным образом общий срок обучения. Обычной стала ситуация, когда эффективность компьютерного обучения надо доказывать с привлечением довольно тонких статистических критериев; иными словами, КПД компьютера в общем учебном процессе пока еще очень мал. И реальное внедрение его в обучение опирается пока лишь на энтузиазм и безграничную компьютерную веру.

Можно, наверное, придумать много объяснений этому неприятному явлению. Ограничимся одним, методологическим. Известно, что всякое новое средство изменяет не только процесс достижения цели, но и технологию. В традиционном компьютерном обучении сохранена старая докомпьютерная технология, связанная с налаживанием эффективной коммуникации между источником информации (учителем- компьютером) и ее потребителем (учеником). Именно этому служил институт методик обучения, целью которых по сути дела была и остается «перекачка» знаний от учителя к ученику. С появлением компьютера этот подход не изменился, и преподавательские методики механически переносятся на процесс компьютерного обучения, сохраняя докомпьютерную технологию: подача материала - вопрос - ответ - снова подача и т. д. Это и является первопричиной малой эффективности использования компьютера в образовании. Значит, следует изменить технологию, т. е. рассматривать процесс обучения не как «перекачку» знаний, а как процесс управления состоянием ученика.

Список литературы.

Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 1977.

Буняев М. Подготовка учителя - решение проблемы информатизации. //Информатика и образование, 1991, № 4.

Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. //Информационные технологии , 1998, № 6.

Гузеев В. Работа группами с компьютерной поддержкой. // Информатика и образование, 1991, № 1.

Домрачев В. Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. // Информационные технологии, 1998, № 6.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Индивидуальность школьника и компьютеры. М., Издательство "Знание", 1990.

Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,199 Маргулис Е. Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. К., 1987.

Маргулис Е. Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. К., 1987.

Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, 1991, № 6.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.