Социальный работник в своих практических действиях должен найти эффективные формы общения с каждым из клиентов, то есть установить и поддерживать с ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей.
5. Заключение
В России сложился и функционирует институт «специалистов социальной работы». С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности «социальная работа».
В связи с этим была сделана попытка проанализировать некоторые аспекты подготовки социального работника, специфику его деятельности и мастерства.
Из всего вышесказанного в тексте работы, в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:
Существует острая необходимость подготовки специалистов социальной работы как на базе средних специальных учебных заведениях, так и высших;
Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
Учет личностных качеств абитуриентов через тестирование;
Деятельность специалиста социальной работы многообразна и многоканальна;
Направления деятельности специалиста социальной работы могут быть разнообразны, от широкой направленности до узкоспециальных.
Социальный педагог должен выполнять следующие функции:
· организационно-коммуникативную;
· диагностическую;
· организаторскую;
· прогностическую;
· профилактическую и социально-терапевтическую;
· охранно-защитную;
· посредническую.
Социальному работнику, решая проблемы детей и подростков, необходимо знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случаи.
Для реализации функций деятельности специалиста социальной работы в Российской Федерации наработана достаточно обширная нормативно-правовая база;
Однако анализ законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что каждый закон выбирает свой возрастной ценз, что приводит к разногласиям и разночтениям;
Социальный работник действует на основании всех нормативно-правовых актов касающихся социально-педагогической деятельности нашего государства, республики и конечно принятой международной Конвенцией о правах ребенка;
Основными документами специалиста социальной работы является устав учреждения, в котором он работает, и должностная инструкция, которую он подписал;
Социальный работник в учебном заведении подчиняется непосредственно директору или руководителю структурного подразделения;
Результаты деятельности специалиста социальной работы должны оформляться документально и входить в номенклатуру делопроизводства учреждения, что позволит избежать утрату документов и обеспечит преемственность в работе специалиста социальной работы.
Таким образом, автором работы сделана попытка осветить некоторые аспекты подготовки специалиста социальной работы и специфику его деятельности.
6. Литература
Конституция Российской Федерации. // Российская газета. М. 25.12.1993. № 237.
Федеральный Закон от 17.07.1999 № 178-Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.
Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26.
Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1999. №33.
Федеральный Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 52.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ. М., 1999. 236с.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. М., 1997. 204с.
Федеральный Закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50.
Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 34.
Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»//Российская газета. 16.04.1996. №73.
Федеральный Закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений»//Собрание законодательства РФ. 1995. № 28.
Федеральный Закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»//Собрание законодательства РФ. 1995. № 22.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». М., 1999. 94с.
Трудовой Кодекс Российской Федерации. М., 2003. 218 с.
Конвенция о правах ребенка. //Собрание международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
Указ Президента Российской Федерации от 14.08.1995 года № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в России до 2000 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. М. 1995. № 38.
Постановление Правительства Российской Федерации от19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 12.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.98 № 180 «Конвенция о правах ребенка» // Сборник международных договоров СССР. М. 1993. Выпуск XLVI.
Приказ Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» // Российская газета. М. 02.08.2000. № 148.
Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: Исследовательский центр качественной подготовки специалистов. М., 1992. 76с.
Гуслова М.Н. Организация социальной работы с пожилыми людьми. М., Творческий лицей, 2004. 80 с.
Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 176с.
Нечаев А.М. Охрана детей сирот в России. М., 1994. 320с.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павлюнок. М.: ИНФРА-М, 1998. 368с.
Павлюнок П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174с.
Первые итоги. М., 1997. 420с.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.
Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей: создание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 164с.
Шептенко П.А. Проблемы подгатовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Барнаул, 1999. 12с.
Горланова Е. Ушел ученик из школы… Почему? // Учитель. М., 2001. № 1. С. 42-46.
Жирякова А.А. Структура воспитательной работы в общеобразовательной школе // Классный руководитель. М. 2001. № 1. С. 66-74.
Иванцова А. Работа специалиста социальной работы с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. М., 2000. №7. С. 22-25.
Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. М., 2000. №8. С. 37-39.
Клемантович И. Культура профессионального мышления специалиста социальной работы // Воспитание школьников. М., 2000. №10. С. 16-17.
Лезова В. Центр - надежный путеводитель // Социальное обеспечение. М., 2000. №3. С. 37-41.
Мокроносов А и др. Развитие учреждений социальной защиты населения в регионе // Социальное обеспечение. М., 2000. №3. С. 22-30.
Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000. № 9. С. 13-15.
Никитина Л. Содержание работы специалиста социальной работы в образовательном учреждении // Воспитание школьников. М., 2000. №11. С. 31-33.
Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. М., 2000. №10. С. 14-15.
Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. М., 2000. №7. С. 20-22.
Никитина Л. Функции и роли специалиста социальной работы // Воспитание школьников. М., 2000. № 8. С. 30-36.
Никитина Л. Что должен знать социальный педагог в законодательстве//Воспитание школьников. 2001. №4. С.27-30.
Обысова Н.С. система воспитательной работы в Серковской средней общеобразовательной школе // Классный руководитель. М. 2001. № 1. С. 8-30.
Органы социальной защиты на пути реформ // Социальное обеспечение. М., 2000. №6. С. 13-19.
Павлова Н. В интересах детей // Социальное обеспечение. М., 2000. №1. С. 15-18.
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Тарифно-квалификационная
характеристика социального
педагога
Должностные обязанности.
Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывать им социальную помощи и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лиц, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и другое в оказании помощи обучающихся (воспитанников, детей), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными
физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты.
7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет; 12 разряд - 11 квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет;
13 разряд - 1 квалификационная категория;
14 разряд - высшая квалификационная категория.
Приложение №2
Форма анкетирования
проведенного в Серковской
средней школе
Дорогой друг!
Ответь на данную анкету, чтобы помочь мне в дальнейшей работе. Спасибо!
1. Часто ли у Вас возникают сложные, конфликтные ситуации /ответь отдельно по каждой строке/
Постоянно
Часто
Иногда
Периодически
Не бывает
С учителями
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
С ровесниками
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
С родителями
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
2. К кому Вы обращаетесь за помощью или советом, если попадаете в трудное положение? /ответьте по каждой колонке/
Если испытываете сложности в учебе
В случае конфликта с друзьями
В случае конфликта с учителям
В любой трудной ситуации могу обратится
К отцу
2.1
2.2
2.3
2.4
К матери
2.5
2.6
2.7
2.8
К учителю
2.9
2.10
2.11
2.12
К друзьям
2.13
2.14
2.15
2.16
К социальному педагогу
2.17
2.18
2.19
2.20
3. Какие качествами должен обладать социальный педагог? Добавь свои.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Справедливость
3.1
3.2
3.3
Вежливость
3.4
3.5
3.6
Дружелюбие
3.7
3.8
3.9
Умение помочь
3.10
3.11
3.12
Веселый характер
3.13
3.14
3.15
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6