Рефераты. Технические средства образования в детском саду

Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, кото-рые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.

Для прослушивания записей с магнитных лент магнитофон или аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в клас-се было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с вы-носными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Голоса школь-ников обычно записывают у стола учителя при помощи микро-фона. При удлинении провода учитель сможет подходить с мик-рофоном к любому ученику. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала.

Современная аудиоаппаратура позволяет составить музыкаль-ную программу, которая будет автоматически воспроизводиться по ходу урока в установленное время и в установленном режиме.

Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют ра-бочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок. В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей. Документальные звукозаписи, которые включают записи голо-сов писателей, исторические фонодокументы, выступления поли-тических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников со-бытий. Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскре-шает страницы трагической и героической истории нашей страны. Грампластинки и магнитофонные записи «Говорят писатели», «Поэты читают свои стихи» и т.д. позволяют услышать живые го-лоса классиков литературы: А. Ахматовой, А. Блока, М. Горького, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского, Н. Островского, М. Свет-лова, К. Симонова, Л.Толстого, М. Шагинян, М. Шолохова и др. Документальность записей производит сильное впечатление на слушателей.

Тематические звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ. Например: «Структура образа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя», «Погиб поэт», «Петербург Досто-евского», «Голоса истории живые», «Из искры возгорится пламя», «Куликовская битва», «Джордано Бруно», «Кеплер», «Ветер с моря» (о А. С. Попове) и др.

Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкаль-ного искусства, научить дошкольника и школьника слушать музы-ку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содер-жание и характер.

Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помо-щью музыки создается исторический фон, который вводит в атмо-сферу времени. Она способствует раскрытию содержания литера-турного произведения, повышает настроение, создает общий эмо-циональный фон, стимулирует работоспособность. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной под-готовке учащихся.

Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, про-мышленные звуки и г. п.

Звукозаписи для организации самостоятельной деятельности уча-щихся ни уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся. Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил ши-рокое распространение не только на уроках русского и иностран-ного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика, физика, химия и т.д., которые проводятся в целях контроля или за-крепления изученного материала. Звукозаписи диктантов и заданий приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют их внимание на выполнении работы, дисциплинируют. В процессе этой работы учитель, освобожденный от чтения текста диктанта или заданий, может контролировать самостоятельную деятельность учащихся, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

В старших классах звукозаписи можно использовать при инди-видуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уро-вень самостоятельности - от передачи на головные телефоны уча-щегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до об-щих или отдельных уточняющих указаний.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специаль-ных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и каби-нетов по иностранному и русскому языкам дает возможность уча-щимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача труд-ная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (же-сты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечи-вают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.

Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

Вопрос о месте звукозаписи на уроке решается в зависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материа-ла, она лишь составная часть излагаемого учителем: введение в рас-сказ, иллюстрация, продолжение, завершение его.

Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопо-ставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встреча-ются разночтения, требующие предварительного комментария; хро-нометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринима-ются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.

При планировании намечается место звукозаписи в ходе уро-ка, которое определяется теме и, спецификой изучаемого матери-ала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обраща-лось внимание, - той целью, которую ставит перед собой препо-даватель.

Содержание, форма и количество используемых на уроке звуко-записей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприя-тию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении но-вого материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова учителя.

Перед прослушиванием звукозаписи (лучше перед повторным, что-бы не нарушать целостности восприятия и не снять эмоционально-го настроя) целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильны-ми для них, учитывать их знания, развитие, возраст.

После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, наце-лил их на определенную деятельность, как организовал последую-щую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным
предметам различны.

На уроках русского языка и литературы она зани-мает значительное место при анализе текста литературного произ-ведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи.

Фонохрестоматия по русской литературе включает литератур-ные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произ-ведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова ли-тературы; произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Кача-лова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глуби-не восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и по-стоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к куль-туре своей речи, более тщательной предварительной подготовки.

Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок опре-деляет характер вопросов и заданий перед прослушиванием.

Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича» к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, свя-занное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера гово-рить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей ра-боты, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Рабо-та над образами литературных героев с привлечением звукозапи-сей способствует более глубокому проникновению в текст, позво-ляет почувствовать силу искусства слова.

Если цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинско-го, чтение стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» В.Н.Яхон-товым и А. М. Шварцем.

Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их испол-нении. При этом анализ приемов выразительного чтения тесно свя-зывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сво-диться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и вос-производят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен: уча-щиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются.

По грамзаписям фонохрестоматии можно, как по обычным тек-стам, проводить обучающие изложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.