Рефераты. Специфика семейного воспитания в семьях с различным достатком

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический. Рассмотрим их подробнее.

Социально - культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важней социальной обязанности члена общества.

А.С. Макаренко Невская С. А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы. //Педагогика, 2003, №9. С. 92 развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: невоспитанные дети - это горе и слезы для семьи, и для страны в целом.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру. Доверие к миру является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.), делят с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах ребенка. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи содержать детей, обеспечить их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно -политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние года на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения общественно необходимого платы за труд, практика не платежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий - все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами осложнились проблемы отдыха, культурного спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.

Между тем специалисты считают, что зарплата работника наемного труда должна учитывать не только материальные духовные потребности самого работника, но и соответствующие потребности его детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилья, особенностей образа жизни семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. На качество воспитания влияют такие факторы, как социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический.

2.СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СЕМЬИ

2.1 Воспитание в малообеспеченной семье

Малообеспеченная семья является, как правило, вариантом нуклеарной семьи. Зачастую к малообеспеченным семьям относятся семьи с одним родителем, многодетные семьи, семьи, в которых либо ребенок, либо родитель - инвалиды. К специфическим чертам малообеспеченной семьи можно отнести невозможность матери выйти из сферы общественного труда и сосредоточить свое внимание на проблемах семьи и детей по экономическим причинам, независимо от желания самой женщины. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики. //Народное образование, 2002, №6. С. 170 Именно такие семьи растят сегодня основную часть нового поколения. Что же характерного вносит в воспитание детей фактор малообеспеченности семьи? Можно ли каким-то образом использовать специфические условия этой семьи и ее взаимоотношений с окружающим миром для получения позитивного воспитывающего эффекта?

Для начала коснемся некоторых мифов общественного сознания в сфере воспитания. Обыденным сознанием предполагается, что большая родительская любовь, материальный комфорт, отдельная комната для ребенка, постоянный надзор за ним - это всегда хорошо. А нехватка жилплощади, средств, времени для общения с ребенком, невозможность постоянного контроля за его учебой и поведением - это всегда плохо.

На самом деле то, что хорошо или плохо для самочувствия или самооценки взрослых, оказывается далеко не всегда таким же в плане формирования личности ребенка. Так материально и социально благоприятные условия могут оказаться причиной излишне затянувшегося состояния детства: задержки развития, формирования инфантильности. Правда, беззаветная любовь матери-одиночки, посвящающей себя целиком «служению» своему обездоленному ребенку, часто оборачивается его душевной черствостью и эгоизмом. И наоборот, самоутверждаясь через реально необходимую заботу о матери, ребенок может получить весьма ценный опыт эмпатии, ориентировки в состоянии другого человека. Он быстрее становится взрослым, самостоятельным; бытовые трудности становятся условием ускоренного и повышенного развития отдельных сторон личности ребенка.

Таким образом, в нашем сознании одновременно и независимо друг от друга существуют два полярных взгляда на условия успешного воспитания. Это можно объяснить только тем, что для воспитания имеют значение не столько условия воспитания, сколько наша оценка и педагогическая инструментовка, то есть применяемые методы воспитания, концепция воспитательного воздействия.

Важной проблемой являются взаимоотношения и взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением. В принципе государство, извлекающее женщину из семьи в качестве рабочей силы, должно обеспечивать семье компенсацию в воспитании ее детей через систему общественного воспитания. Происходящее сегодня свертывание системы дошкольных учреждений и перевод на частично или полностью платное содержание в них ударили, прежде всего, по малообеспеченной семье. Прежний баланс ее интересов и интересов государства теперь резко нарушен. Однако из этой ситуации (очень сложной для многих семей) выходят следующим образом: создаются различные альтернативные формы общественного воспитания, такие как межсемейные объединения, культурно-воспитательные коммуны, детские микросады и микроясли на дому. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики. //Народное образование, 2002, №6. С. 172

Что касается взаимодействия малообеспеченной семьи со школой, здесь необходимо отметить, что невозможность постоянного родительского контроля над учебой и поведением ребенка далеко не однозначны в деле воспитания. Во-первых, сам факт постоянного внешнего родительского контроля работает против формирования у ребенка опыта самоуправления в учебной деятельности. Во-вторых, при всей привычности для учителей и родителей неуклонного семейного надзора за школьными успехами ребенка такие функции никак нельзя назвать педагогически разумными. Перепоручение школой своих прямых дидактических ролей родителям объективно снижает качество внутрисемейного общения, повышает напряженность в отношениях между родителями и детьми. В результате не так уж много выигрывая в успеваемости, семья существенно снижает при этом свои качества защитно-восстановительной психологической среды, так необходимой и для детей, и для взрослых.

В проблеме нехватки у обоих работающих родителей времени для общения с ребенком есть поверхностный и скрытый план. Это связано с тем, что семейное общение происходит не столько в прямом, сколько в косвенном и опосредованном виде. Например, прямое: «Слушай, что я тебе говорю…», косвенное: «Мама обрадуется…», опосредованное: постоянный режим, обязанности и забота. Нехватка времени для общения с ребенком, по сути, касается лишь времени для непосредственного общения (или прямого), однако даже примитивно организованное косвенное и опосредованное общение, требующее от ребенка деятельного поведения или самоуправления, на деле оказывается более эффективным. Дело в том, что прямое общение становится малоэффективным или даже получает негативный эффект, как только ребенок почувствует в нем педагогическую подоплеку. Для очень занятых родителей важно, чтобы краткие моменты их прямого общения с ребенком не становились временем примитивного воспитания в форме нравоучений, нотаций, попреков и наказаний. Чем меньше времени для общения, тем интересней оно должно быть для ребенка и самих родителей. В этом собственно и состоит искусство прямого семейного общения.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что малообеспеченная семья имеет достаточно возможностей для воспитания хорошего человека. Главное условие положительного результата семейного воспитания состоит в том, что родителям необходимо каждый раз суметь выделить значимый фактор, предусмотреть все возможные негативные и позитивные его следствия и соответственно организовать воспитывающие отношения. Так, нехватка средств является именно тем условием, которое содержит риск развития у ребенка зависти, падения авторитета родителей в связи с их «неумением жить» и т.п. Но она же может способствовать формированию его активной жизненной позиции, стремлению в пределах своих детских возможностей облегчить жизнь семьи, формированию бережливости и т.д. То есть малообеспеченность семьи - это не фатальная обреченность на заранее отрицательный результат воспитания, а серьезный фактор, с которым следует считаться, организуя воспитание, который несет в себе как плюсы, так и минусы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.