Рефераты. Семейное воспитание

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности А.Г. Анцыферовой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности. Анцыферова А. Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и

фор-мирование. Психологические исследования социального раз- вития личности. -- М.: Институт психологии, 1991. --

С. 27.

Снижение рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1991), а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции - добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.), по данным сайта www.OUN.com.

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из матери (отца), ребенка и других родственников.

Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной: удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1999. С. 162.

Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в период либерализации экономики. В России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет. И хотя коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. 1999. Вып.2. С. 68, 78.Развод родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных" (в определении зарубежных авторов), то есть неполных, малообеспеченных, проблемных Памела С.Марр, С.Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях. -- В кн.: Помощь родителям в воспитании детей. Перев. с англ. -- М.: Прогресс, 1992. --С. 146-147.

.

"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически "повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.

3. Практическая часть.

Взаимодействие школы и семьи.

¦ Семья как социальный институт общества обла-дает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка; успешность осуще-ствления этого процесса определяется ее воспитатель-ным потенциалом.

Выполняя функции первичной (базисной) социа-лизации личности, она выступает в роли субъекта это-го процесса и должна пониматься как сложная соци-альная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению ее воспита-тельного потенциала.

Следовательно, одним из важнейших условий со-вершенствования работы с семьей является учет ос-новных компонентов ее как системы.

¦ Основным инструментом, позволяющим повы-сить роль семьи в выполнении ее основных функции является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа, понимаемая в теории как работа по изменению, на практике способствует нормализации внутрисемейных отношений, снимает действие конфликтных структур, благодаря ему увеличивается воспитательный потенциал семьи Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные пробле-мы социальной работы в России. -- М., Педагогика,

№6. 1993. - С. 29.

.

Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию лично-сти, обогащение социального опыта школьников, учи-телей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, об-щества, развивает и в них дух истинного гуманизма -- веру в человеческие возможности, в положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помо-гая им, у самих членов семьи Гуров В.Н. и др. Со-циальные службы и семья. -- Ставрополь, 1995. -- С. 127..

¦ Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированны-ми на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей пе-дагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов, а не только и даже не столько с детьми, хотя всех их объединяют общие условия семьи и ее социума. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование со-циальной работы школы с семьей позволило рассмат-ривать эту работу как социально-педагогическую систему, т.е. с позиции не только социально-демографической структуры, но и педагогической сущности; здесь важна интеграция обоих подходов Гуров В.Н. и др. Социальная работа в современной го-родской школе. Методическое пособие. -- Ставрополь,
1997. -С. 117 .

.

В ходе педагогической практики в школе №34 было исследовано практическое взаимодействие школы и семьи на примере 6 класса (18 человек, 10 девочек и 8 мальчиков).

Характеристика семей: В целом родительский коллектив активный, охотно идет на взаимодействие со школой. Родительский комитет работает слаженно и с увлечением. 63% родителей интересуются педагогической литературой, читают периодические издания (газеты «Семья и школа», «Учительская газета»), смотрят телевизионные передачи, прослушивают радиопередачи на педагогические темы. Более 80% семей испытывают необходимость в материальной помощи, консультациях по экономике, правовым вопросам; более 90% нуждаются в вопросах по психологии (взаимоотношения с детьми, особенно в отношениях с подростками).

По мнению учителя, важное место во взаимодействии школы и семьи занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.

В связи с этими установками передача социального опыта должна осуществляться посредством организации в социуме совместной культурно-досуговой деятельности детей и взрослых. Формы организации этой деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей («День матери», «Праздник новоселов» и т.д.), игровых семейных конкурсов-состязаний («Спортивная семья», «Семья-эрудит», «Музыкальная гостиная» и т.д.), конкурсов семейных родительских газет, ярмарок-распродаж семейных поделок, читательских конференций типа «Вечер воспоминаний. Забытые имена», или «Отдыхаем всей семьей».

Одной из популярных форм совместной работы учащихся с родителями, с бабушками и дедушками являются «Посиделки». Возрождаются русские народные традиции. При свете лучины у «русской печи» учащиеся вместе с родителями поют русские народные песни, водят хороводы, отгадывают загадки. А на столах их ждет ароматный чай с бубликами.

Любят ребята отмечать со своими товарищами и родителями дни рождения. Продумывают необычные подарки, поздравления, конкурсы, игры, оформляют газеты.

Активно работает музыкальная гостиная, на базе которой родители и дети, подготавливая очередную встречу, становятся духовно ближе друг к другу. Это и знакомство со сказочным миром звуков: «Я помню вальса звук прелестный», «Романса чудное мгновенье», и посещения драмтеатра, филармонии, музыкальных концертов, художественных выставок и музеев. Родители вместе с детьми участвовали в празднике осени «Под музыку осеннего дождя». Была оформлена выставка осенних букетов, проведены игры и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен об осени.

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и учащимися практикуются деловые игры, такие, как «Вертушка общения», «Пресс-центр», «Бенефис». Они помогают не только решать воспитательные задачи, но и выявлять лидеров или людей компетентных, заинтересованных, активных, которые затем могут войти в состав ученического или родительского совета, творческую группу и т.д.

Что касается родительских собраний, то, по мнению педагога, они нужны:

- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.