Главная:
Рефераты
Главная
Метрология
Менеджмент
Международное право
Медицина физкультура здравоохранение
ИГП
Земельное право
Журналистика
Жилищное право
Экология и охрана природы
Транспорт
Религия и мифология
Педагогика
Маркетинг реклама и торговля
История и исторические личности
Бухгалтерский учет и аудит
Геополитика
Ботаника и сельское хозяйство
Архитектура
Новейшая история политология
Программирование базы данных
Наука и техника
Математика и физика
История политичиских учений
Законодательство и право
География и геология
Банковское право
Медицинский справочник
Карта сайта
Рефераты. Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников
На
II
этапе
мной проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся. Главной целью была диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся.
Были проведены следующие классные часы: «Морской бой», «В здоровом теле - здоровый дух», «На пути к образованному человеку» (см. приложения №№2, 3, 4).
Игра «Морской бой» была проведена с целью повышения уровня знаний и кругозора школьников; развития творческих способностей учащихся; воспитание положительных чувств к познанию, формирование умения слушать.
Проводился классный час на тему «В здоровом теле - здоровый дух», целями и задачами которого было следующее:
1) поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.
2) формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям - от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.
3) пропаганда здорового образа жизни;
4) акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.
Форма организации проведенного классного часа (творческое задание и интеллектуальная игра) способствовал достижению поставленных целей. Учащиеся при этом осмыслили значение здорового образа жизни; знания, полученные в ходе этого внеклассного мероприятия, будут использованы в жизни школьников, преподнесенная информация заинтересовала их и тем самым способствовала формированию и развитию учащихся индивидуальных познавательных интересов.
В заключение был проведен классный час на тему «На пути к образованному человеку». Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности - цель данного внеклассного мероприятия, были поставлены такие задачи:
1) поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.
2) формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям - от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.
3) пропаганда здорового образа жизни;
4) акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.
III
этап
: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса.
Проводилось анкетирование детей, целью которого было определение характера отношения учащихся к труду, культуре, знаниям после проведенных дел. Анкета состояла из 21 вопроса (см. приложение 5).
Проанализировав данные анкеты, были получены следующие результаты: у некоторых детей устойчиво-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям (подростков отличает трудолюбие, они получает удовольствие от сложной работы; культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростков в повседневной жизни, им чуждо хамство, они понимают необходимость сбережения культурного достояния; перед вами - любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению). У большинства детей ситуативно-позитивное отношение - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростков; они наверняка хотели бы выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому; подростки могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах. Только некоторые ученики по возможности переложат часть своей работы на другого; они - сторонники естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считают, что культурная огранка только помешает им быть такими, какие они есть; знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей) - у таких учащихся ситуативно-негативный характер к труду, культуре и знаниям. Радует, что нет учеников с устойчиво-негативным отношением к нравственным нормам.
Можно сделать следующие выводы, что проведенная мной работа не прошла бесследно, у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Цель моей опытной работы - формирование познавательного интереса - была достигнута. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у детей появились новые интересы, изменилось отношение к самостоятельному труду, к знаниям, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если бы в выявлении и формировании познавательного интереса участвовали родители детей.
Заключение
Взаимосвязь разносторонних методов изучения и формирования познавательных интересов в процессе всестороннего и систематического изучения и обобщения опыта работы классных руководителей позволяет проследить процесс эффективности влияний разных педагогических приемов на интересы учащихся и динамику их развития.
В ходе работы мы определили, что познавательный интерес - особая и важная область общего феномена «интерес», частный случай интереса - интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека - не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.
Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы.
Познавательный интерес -- интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, большую роль в этом играет классный руководитель. Он, непосредственно и каждодневно реализует некоторые задачи, в целях образования личности ребенка, одной из них является формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.
Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Одной из специфических задач и содержания деятельности классного руководителя является: развитие познавательного интереса (она заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка)
Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес - создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.
Опытная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важна роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся. После проведенных мероприятий у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.
Библиографический список
1. Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.
2. Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 47-52.
3. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение, 1987.
4. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988.
5. Березовин, К.А., Сманцер, А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. - Минск, 1987.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.
7. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №7, 2001. С. 21-26.
8. Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. // Классный руководитель, №6, 2003. С. 65-86.
9. Дусовицкий, А.К. Воспитывая интерес. - М.:Знание, 1979.
10. Закиров, А.З. Классный час. Тема: «В здоровом теле - здоровый дух». // Классный руководитель, №8, 2002. С. 79-83.
11. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты. // Классный руководитель, №4, 2004. С. 28-31.
12. Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». // Народное образование, №8, 2003. С. 271-273.
13. Казаренков, В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях. // Советская педагогика, №8, 1985. С. 63-65.
14. Калинина, Р. На пути к образованному человеку: классный час для учащихся 7-9 классов. // Школьный психолог, №17 (1-7 мая), 2004. С. 12-13.
15. Кеверик, Е. Государственные символы России. // Воспитание школьников, №9, 2003. С. 27-31.
16. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Пед. поиск, 2000.
17. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983.
18. Ковалев, А.Г. Психология личности, изд. 3. - М.: Просвещение, 1969.
19. Колесник, В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 40-46.
20. Кугач, А.Н.; Турыгина, С.В. Познавательная программа «Свет». // Классный руководитель, №8, 2002. С. 123-128.
21. Куприянов, Б Классификация форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №4, 2002. С. 19-26.
22. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для пединститутов, изд. 3. - М.: Просвещение, 1964.
23. Левитов, Н.Д. Психология характера, изд. 3. - М.: Просвещение, 1969.
24. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. - М.: Ноосфера, 1999.
25. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2002.
26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983.
27. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М., 1961.
28. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., «Знание», 1979.
29. Муравьева, И.; Соколова, Д. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни». // Воспитание школьников, №1, 2001. - С. 28-30.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989.
32. Федорова, Т. Игра-путешествие «Джунгли». // Воспитание школьников, №2, 2004. С. 70-73.
33. Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986.
34. Черноусова, Ф.П.; Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2003. С. 107-117.
35. Шустова, И.Ю.; Петренко, Е.Л. Классный руководитель, каков он. // Классный руководитель, №7, 2002. С. 5-23.
36. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979.
37. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М: Просвещение, 1986.
38. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.
39. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. - М.: Педагогика, 1975.
40. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.
Приложение 1.
Анкета по изучению познавательных интересов учащихся
1. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?
А) всегда интересно;
Б) чаще всего интересно;
В) иногда возникает интерес;
Г) никогда не вызывал интереса;
Д) не думал об этом.
2. Какие учебные предметы Вам нравятся?
А) очень интересен:…
Б) интересен:…
В) скорее интересен, чем не интересен:…
Г) скорее не интересен, чем интересен:…
Д) совсем не интересен:…
3. Почему этот (эти) предмет тебе интересен?
А) нравиться преподаватель;
Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;
В) могу отдохнуть, расслабиться;
Г) возможность общаться с друзьями;
Д) не ругает учитель;
Е) нравиться получать хорошие оценки;
Ж) нравиться процесс работы на уроке;
З) нравиться добываться результата;
И) этот предмет нравиться моим друзьям;
К) привлекает актуальность предмета;
Л) пригодится в жизни для будущей профессии;
М) что еще: ___________.
4. Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?
А) активно работаю на уроке;
Б) внимательно слушаю объяснения учителя;
В) читаю дополнительную литературу;
Г) занимаюсь в предметном кружке;
Д) изучаю дополнительную литературу;
Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать;
Ж) что еще: ___________.
5. Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?
А) занимаюсь выбранным предметом только на уроке;
Б) самостоятельно занимаюсь дома;
В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе и вне школы;
Г) много занимаюсь дополнительно;
Д) что еще: ___________.
6. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?
А) сразу спрошу ответ у других;
Б) попрошу подсказку;
В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;
Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам;
Д) поступлю иначе (как?) _________.
7. Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?
А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;
Б) мне нравиться разбираться в том, что и как происходит;
В) мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят;
Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое.
Приложение 2.
Классный час «Морской бой»
Цели:
1. Воспитание положительных чувств к познанию.
2. Повышение уровня знаний и кругозора школьников.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Формирование умения слушать.
·
Участники: 2 команды
· Продолжительность игры: 40-50 минут
· Судейство: учитель и группа учеников
· Реквизит: игровое поле (для играющих и для ведущего), табло для очков, фломастеры для обозначения ходов на игровом поле
· Подготовка: призы, материал для конкурса.
Практические рекомендации
Морской бой - интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать в любой области. Основа игры - детская игра «Морской бой». Поле с проставленными на нем очками является игровым полем для данной игры, его размеры 5*5 клеток. На поле расположены корабли, ведущий сообщает каждой команде координаты их кораблей в тайне от другой команды. Та команда, которой выпадает по жребию начинать игру, называет координату первого «выстрела». Если на этой клетке стоит корабль противника, то команда получает в плюс очки, проставленные в этой клетке. Но если команда хочет заработать дополнительные очки, то она должна ответить на вопрос соответствующей стоимости. И в любом случае продолжает стрельбу. Если в этой клетке нет корабля противника, то команда получает вопрос той сложности, сколько очков на клетке. Если команда ответила неправильно, то очки не засчитываются, и ход переходит противнику. На ответ дается минута. Выигрывает та команда, которая быстрее «потопила» корабли противника или набрала большее количество очков.
Ход мероприятия
A
B
C
D
E
1
5
15
Т
15
5
2
Б
10
5
Г
С
3
10
5
20
К
10
4
М
П
10
25
5
5
10
15
5
О
20
Страницы:
1
, 2,
3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.