Рефераты. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дети разводят руки в стороны, таким образом показыва-ют протяженность недели.

Затем воспитатель предлагает детям назвать первый месяц года. «Посмотрите, сколько недель в месяце? (Показывает листочки календаря, сложенные по неделям.) Посчитайте, сколь-ко недель в месяце. Вы можете показать, сколько дней в ме-сяце? (Дети широко разводят руки в стороны.) В каждой не-деле одинаковое количество дней? Как узнать? (Положить листочки календаря одной недели под листочками другой.) А как можно по-другому узнать, сколько дней в месяце?» (Ли-сточки календаря положить в ряд.)

Если дети при выполнении задания будут считать, не препят-ствуйте. Если нет -- тоже не беда, они этому научатся позднее.

Воспитатель. Как называется первый месяц года? Вто-рой? Послушайте пословицы о январе.

Январь -- году начало, а зиме -- середина.

В январе и горшок в печи замерзает.

Январю -- морозы, февралю -- метели.

Примечание. Если в группе есть плакатный календарь, пред-ложите детям показать на нем январь, спросите, какой этот месяц по счету.

«По порядку стройся» (усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два ком-плекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Игра-ющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней неде-ли. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставши-еся без карточек, задают играющим вопросы:

- седьмой день недели, назови свой день недели и приду-май пословицу или поговорку о числе семь;

- среда, скажи какой твой день по счету? Назови сказки в которых встречается число три.

Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра по-вторяется.

Сидя за столом

На столах геометрические фигуры разной формы, величи-ны, цвета.

Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по раз-ным признакам:

отложите большие красные фигуры и назовите их;

отложите маленькие фигуры, назовите их;

отложите все четырехугольники и назовите их;

отложите все треугольники;

назовите разные фигуры.

Отгадай-ка

У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спеши-те с ответом, его вы мне скажите на ухо, -- говорит воспи-татель.

Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.

Рекомендации для родителей

Расскажите родителям о том, что дети узнали нового на сегодняшнем занятии. Предложите обращать на это внима-ние в повседневной жизни. Например, у кого из членов се-мьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? И т.д.

Приложение 3

Ориентировка детей по дням недели и временам года

Ориентировка во времени

Цель занятия

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вни-зу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в назва-нии последовательности дней недели; познакомить с назва-нием следующего месяца.

Материалы

Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор кар-точек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.

Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изобра-жены три картинки с предметами, по-разному расположен-ными, набор фишек.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Вос-питатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Пред-ставьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учи-теля". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.

Кто больше покажет пальчиков, тот начинает задавать во-просы по картинке. Раз, два, три».

Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выяс-няет, на сколько у кого больше.

После этого напоминает, какие слова должны быть в во-просах: «На какой картинке слева находятся... ? На какой картинке справа находятся... ? Что слева от... ?»

За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадрива-ет тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спра-шивает, кто задал больше вопросов.

Поиграем

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопро-сов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано чис-ло пять. «Оно больше четырех?» -- «Да». -- «Оно меньше шести?» -- «Да». -- «Это число пять?» -- «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится иг-рок, который его отгадал.

«Неделька, стройся»

(усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к ци-фре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и да-ют им задания:

- выходят дни недели, которые стоят после четверга (вы-ходят дети с цифрами пять, шесть, семь);

- выходит день, который обозначает понедельник;

- выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правиль-но. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показыва-ет листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?

А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

Приложение 3 (продолжение)

Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в фе-врале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»

Это делается без счета. Выкладываются листочки календа-ря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняют-ся, сам называет их.

«В феврале зима с весной встретятся впервой.

Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»

Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?

Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в ка-ком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, ка-кой месяц следующий? (Март.)

Советы воспитателю

Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведи-те игру «Чей волчок дольше крутится».

С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.

Сутки

Цель. Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.

Материал. Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Инструкция. Ребенок вместе с педагогом рассматривает кар-тинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки пере-ворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рас-сказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать кар-тинку с изображением утра и положить ее на картинку с ил-люстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце под-нялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель го-ворит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темне-ет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие кар-тинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может от-ветить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Схемы к практическому исследованию

Приложение 3 (продолжение)

Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе «Пробуждение весны»

Цели занятия. Уточнить знания детей о последо-вательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения дли-ны и ширины с помощью условной меры. Совершенство-вать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.

Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик -- мера.

Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного матери-ала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, пря-моугольники.

Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давай-те вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.

-- А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?

-- Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на сол-нышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)

-- И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежни-ку. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)

Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепе-сточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горе-вал, что никто ему не поможет.

-- Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?

-- Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.

Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измере-ния? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы изме-рить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?

-- Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько -- в банке с голубой.

Дети измеряют и уточняют, что розовой воды -- 3 стакана, а голубой воды -- 4 стакана.

Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.

Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И мо-жем спокойно полить подснежник.

Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать? Что бы мы могли сделать из кирпичиков?

Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас изме-рите с помощью условной меры и выложите цифры -- про-тяженность сторон. Первая цифра это -- длина, вторая -- ширина.

Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.

Приложение 3 (продолжение)

Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцве-сти?

Нужно тучи отогнать от солнышка.

А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.

№ 1

Подарил утятам ежик

Семь подснежников весенних.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (7)

№ 2

Шесть веселых медвежат

За подснежником спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5)

№ 3

Ежик по лесу шел

И подснежники нашел:

Два под березкой,

Один -- у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине? (3)

Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно зем-лю прогревать.

Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти пало-чек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и помо-жем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верх-ний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку све-тить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза лю-дей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти раз-ной геометрической формы. Они действуют тогда, когда раз-делены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснеж-ник здоровый и красивый.

А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему теплицу.

Итог занятия

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали?

- А что не понравилось?

- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.

Приложение 3 (продолжение)

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пе-ресчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я -- понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я -- вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Услож-нение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.