Рефераты. Развитие речи дошкольников

— Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: “Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?”

Параллельно с разными заданиями развивается и интонационный синтаксис -- умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребенку необходимо для дальнейшего развития родного языка.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

“Что такое звук, слово, предложение?”

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: “Какие звуки ты знаешь? (Гласные -- согласные, твердые -- мягкие, звонкие -- глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)”.

— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: “Что значит (или обозначает) слово?” Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

— -- Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

— У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

— -- Подумай, почему так называют: “пылесос”, “скакалка”, “самолет”, “самокат”, “мясорубка”? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

— -- У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

— -- Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук “а” (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

— -- Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

“Найди звук”

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове “цыпленок”? (Слово “жук” состоит из одного слога, “шуба”, “шапка”, “жаба”, “забор”, “цапля” -- из двух, “цыпленок” -- из трех.)

— -- Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

— (Слова “шапка” и “шуба” начинаются со звука “Ш”, слова “жук” и “жаба” -- со звука “Ж”, слова “забор”, “замок” -- со звука “З”, слова “цыпленок”, “цапля” -- со звука “Ц”.)

— -- Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками “Р” (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), “РЬ” (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), “Л” (баклажан, яблоко, кизил), “ЛЬ” (малина, лимон, апельсин, слива).

“Картина -- корзина”

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

Сколько слогов в словах “картина”, “лягушка”, “ракета”? (Три.)

— -- Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: “картина” (корзина, машина), “лягушка” (подушка, кадушка), “ракета” (конфета, котлета), “вертолет” (самолет), “береза” (мимоза).

— -- Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

— Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

“Едем, летим, плывем”

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).

Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

— -- Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова “трамвай”, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук “Т” встречается в начале слов “троллейбус”, “теплоход”, “трамвай”, в середине слов “вертолет”, “автобус”, в конце слов “вертолет”, “самолет”.)

— -- Составь предложение с любым словом (“Самолет летит быстро”).
-- Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

— -- Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т--С (троллейбус), А--С (автобус), С--Т (самолет), В--Т (вертолет), М--О (метро), Т--И (такси).

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: “Зайчик-зайчик, где гулял?” (На полянке танцевал.) “Где ты, белочка, скакала?” (Я орешки собирала.) “Эй, зверята, где вы были?” (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (“дерево”, “металл”, “пластмасса”, “стекло”), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

“Что вы видите вокруг?”

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

— -- Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

— -- Что означают слова... “мяч”, “кукла”, “ручка”?

— -- У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово “ручка”, обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово “ручка” (показываем на дверную ручку)? (“Ею открывают и закрывают дверь”.)

— -- Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой “Плим”:

Ложка -- это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово -- плим.

Кошка -- это кошка. Я повторяю снова --

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка -- это тряпка. Вот прыгает и скачет --

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.

Шапка -- это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

-- Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик -- радостный; поезд идет -- движется; Маша и Саша -- дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный -- толковый; старый -- ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

“Скажи, какое”

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

— -- Послушай стихотворение М.Щеловановой “Утро”:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,

Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.

Почему же плохое утро? -- Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,

Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,

безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— -- Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

— -- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: “Папа, иди шепотом”, “Это я проснул сестричку”, “Я ботинки наизнанку надел”. Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.