Рефераты. Работа социального педагога

II.Работа с семьей.

1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.

2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совмест-ных вечеров.

5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

6. Организовать социо - психологический тренинг общения между учи-телями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить консультации для родителей по определенному гра-фику.

III.Работа с детьми.

1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согла-сованно со школьным психологом.

3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с учителями.

4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.

2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на инди-видуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отри-цательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид ра-боты особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с перехо-дом в среднее звено общеобразовательной школы.

Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе те-лефон доверия и для детей и для родителей.

2.2. Работа социального педагога с детьми

Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи.

Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, то именно введение должности и ставки социального педагога в штаты образовательных учреждений воспринималось в большинстве случаев как долгожданная мера, в соответствии, с которой большинство детей группы риска были автоматически переданы в руки нового специалиста. В свою очередь, полная передача социальным педагогам профилактической работы с трудными подростками поставила вопрос о возможностях и ограничениях нового специалиста в решении сложнейших задач социально-педагогической практики и его эмоциональном "сгорании". По некоторым исследованиям (С.С. Гиль, М.С. Мартынов) в связи с физической и психологической невозможностью осуществлять в одиночку профилактическую деятельность среди детей "группы риска", привело к появлению профессиональных деформаций среди социальных педагогов.

И только к началу 2001 - 2002 учебного года произошло окончательное признание роли и места социального педагога в качестве одного из специалистов сферы педагогической профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 года № 3572).

Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно, в том числе в проведении диагностического этапа в аспекте профилактики.

Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики - с другой.

Диагностика проводится посредством определения уровней личностной зрелости на основе описания четырёх статусов подростка: психофизического, педагогического, социального, психологического. Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и специалистов в данной области по специально разработанной пяти бальной шкале с использованием количественного и качественного анализа. Кроме этого идёт заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии.

Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе - установить контакт с воспитанником. Л.Б. Филоновым[14,32] разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Данные собранные социальным работником поступают в консилиум.

Консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к противоправным действиям. Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи[4,87]:

Определение путей социально-психологического сопровождения ребенка.

Выработка согласованных решений по определению образовательного и социального маршрута.

Динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.

Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника.

Таким образом, состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям. Кроме этого школа должна использовать диагностику для выявления слабых звеньев в работе по профилактике и вносить предложения в вышестоящие инстанции о целесообразности включения в решение конкретных проблем ребёнка, специалистов системы профилактики для улучшения общего взаимодействия.

Поскольку сил нескольких человек - социального педагога, психолога и инспектора по делам несовершеннолетних (школьного инспектора) - недостаточно, поэтому желательно построить такую систему работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Таким образом, деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и с их родителями.

Организация контактов социального педагога заключается в следующем:

- установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.

- в осуществлении посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся:

- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;

- помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления;

- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;

организация летних профильных смен для детей «группы риска».

На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам.

Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные решения, опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.