учитель сообщает сведения об изучаемом объекте, иллюст-рируя их справедливость показом наглядного пособия;
при изучении связей между явлениями ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;
учитель сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует их наличие показом.
В этих случаях при использовании одних и тех же пособий принципиально неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем случаях они приобретают знания путем собст-венной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получа-ют знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выража-ется в основном в запоминании и понимании сообщаемых им зна-ний Занков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. - М , I960.,С. 234.
2.5 Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем актив-ной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и ак-тивности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь» Ушинский К.Д. Сочинения: В 11 т. - М.,1950. - Т.10.- С.509..
Современные исследователи проблем активизации учебно-воспитательного процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения ре-комендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.1982.- С.52-62.
Реализации требований этого принципа способствует соблю-дение следующих правил:
всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать са-мостоятельно;
учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;
при решении педагогических задач нужно побуждать детейделать сравнения, сопоставлять новое с известным;
следует использовать увлекательные факты из истории науки,жизни ученых и общественных деятелей;
необходимо привлекать внимание учащихся к практическойдеятельности по применению знаний в различных ситуациях;
раскрывать связи между учебными проблемами и проблема-ми настоящей науки;
развивать внутренние стимулы активности (потребность взнаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),
само обучение вести энергично, поддерживая оптимизм учащихся и уверенность в успехе;
-создавать и поддерживать необходимые гигиенические, психологические и социальные условия для обеспечения активной творческой деятельности учащихся.
Л.В.Занков сформулировал пять положений, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении:
обучение должно вестись на высоком уровне трудности;
ведущая роль в обучении должна принадлежать теоретическим знаниям;
изучение материала необходимо вести быстрым темпом,
уча-щиеся должны осознавать сам процесс учения
необходимо вес-ти целенаправленную и систематическую работу над общим раз-витием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых Обучение и развитие/ Под редакцией Л.В.Занкова. - М.,1975.- С.49-55..
Усваивая знания, ученик должен ни только знако-миться с областью их применения, но и вырабатывать умения и на-выки их использования в различных сферах собственной жизни.
2.6Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью (принцип связи с жизнью, воспитании и труде).
«Ре-ализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущает-ся ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение» (Щукина Г.И. Педагогика школы. - М„ 1977. - Сг 17).
В педагогическом процессе практика или предшествует изуче-нию теоретических положений, или осуществляется после изуче-ния теории для подтверждения истинности полученных знаний и их квалифицированного использования. В некоторых случаях практика является непосредственной целью для воспитанников (учащихся): овладение речью, письмом, рисование, черчение, вы-работка учений на занятиях трудового обучения и др.
Правила реализации требований этого принципа:
опираться в обучении и воспитании на имеющийся у воспитанников практический опыт;
показывать как можно шире области применения теоретиче-ских знаний в жизни;
вырабатывать умения и навыки использования знаний в жизни;
привлекать учащихся к участию в интеллектуальном, физиче-ском, духовном труде;
создавать условия для использования учащимися усвоенных знаний, стимулировать их применение и передачу другим,
показывать ученикам, что возникновение теории всегда обу-словлено практическими потребностями общества (человечества).
Этот принцип неразрывно связан с политехническим принципом.
2.7 Политехнический принцип.
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехниче-ского образования.
Практическая реализация политехнического принципа в обуче-нии квалифицированных рабочих выдвигает определенные требо-вания к содержанию и методике теоретического и производственно-го обучения.
На современном этапе организации профессиональной подготов-ки, осуществления взаимосвязи ее с общеобразовательной подго-товкой предстоит создание общих методик обучения определенной профессии, охватывающих весь цикл профессиональной подготовки будущих рабочих по профессиям широкого профиля или группам профессий, и частных методик по отдельным общетехническим и специальным предметам. Это позволит создать условия для более рационального осуществления фундаментальных принципов: взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, по-литехнизма и соединения обучения с производительным трудом.
Преподавателю, мастеру необходимо знать не только методику отдельных предметов, но и общие положения и закономерности обучения той или иной профессии или группе профессий, взаимо-связи между курсами обучения с учетом присущих им особенно-стей. Им нужно представлять весь ход развивающего и воспитыва-ющего обучения по всему циклу общеобразовательной и професси-ональной подготовки в профтехучилищах и осуществлять его на научной основе в преподавании каждого курса.
Общим базисом для реализации принципа политехнизма в ме-тодиках обучения в профессиональной школе является познава-тельная и профессиональная деятельность учащихся. Последняя вносит постоянные коррективы в организацию обучения, определяя его стабильность и динамичность. Несмотря на параллелизм раз-ных видов деятельности, современная методика рассматривает обу-чение и воспитание как единый процесс, как целостную систему форм, методов и средств обучения. Вся учебно-воспитательная ра-бота педагогов, мастеров производственного обучения, наставников и учащихся находится в планомерном развитии.
Успешное осуществление политехнического принципа в обуче-нии учащихся профтехучилищ зависит от реализации методиче-ских закономерностей: синтеза основ разных наук в структуре и содержании учебного материала; единства иерархической структуры построения понятий, умений и навыков; соответствия форм и методов обучения содержанию учебного материала; осуществления комплексных межпредметных связей; приобретения учащимися осознанных и прочных знаний, овла-дения умениями и навыками путем постоянного и непрерывного развития понятий, умений и навыков; взаимосвязи всех видов воспитания в процессе обучения; профессиональной направленности процесса обучения; целостности и систематичности процессов преподавания и учения А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.152.
В профтехучилищах сложилась определенная методическая сис-тема обучения, однако она имеет существенные недостатки (асинхронность в отдельных этапах обучения, слабая взаимосвязь между теоретическим и производственным обучением, неоправданность выбора методов и методических приемов и др.). В связи с этим предстоит решение следующих задач; определение оптимального соотношения теории и практики, рационального построения систе-мы уроков и внеучебных занятий, сочетания различных систем производственною обучения на разных этапах формирования основ профессионального мастерства, обоснование комплекса эффектив-ных методов, разработки инструментальных методик по реализа-ции целей воспитания и др.
Преподаватель, мастер должны вначале выделить основные по-нятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и не-престанно держать их в поле своего методического зрения, возвра-щаясь к ним на разном учебном материале и разных связях. Поня-тия, учения и навыки систематизируются постепенно, развиваясь и усложняясь. Развитие понятий, умений и навыков имеет особое об-разовательное и воспитательное значение. Овладение методикой их выявления и развития -- важнейшая задача преподавателя, масте-ра производственного обучения.
Решение актуальных методических проблем обучений зависит от подготовленности обучающих. Готовить образованных, хорошо развитых и воспитанных будущих рабочих способен лишь препода-ватель и мастер, которые постоянно расширяют свой кругозор, в совершенстве владеют педагогическим мастерством, методической системой обучения. Не владея методической теорией, преподаватель, мастер, увле-каясь, подчас, сторонами практического обучения, удачно освоен-ными, часто не охватывает всей системы и не достигает цели воспитывающего обучения.
Проблемы создания методической системы деятельности препо-давателей и мастеров, обоснование ее структурных компонентов в теоретическом и производственном обучении еще слабо разработа-ны и требуют новых научных подходов и обобщения передового инженерно-педагогического опыта.
Впервые в методической теории в области профтехобразования определена система методических пособий, в том числе и методик обучения в монографии коллектива ученых разных стран "Прин-ципы разработки учебно-программной документации для подготов-ки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессио-нально-технического образования" (М., 1983), В ней сформулиро-ваны общие требования, которые необходимо соблюдать при разра-ботке методик обучения.
Таким образом, осуществление политехнического принципа оз-начает глубокое изучение основ материального производства, мак-симальное проникновение в их сущность на основе взаимосвязи объективных закономерностей, существующих в основах наук, тех-ники, производства и в социальных явлениях, в интеграции про-фессиональной подготовки.
2.8 Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении.
Он требует формирования у учащихся системы зна-ний, а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к ок-ружающей действительности. «Как в природе все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении нужно связывать одно с другим именно так, а не иначе». Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: - М.,1982.-Т.1.-С.336. И все усваи-ваемые знания должны «... составлять одну энциклопедию, в ко-торой все должно вытекать из общего корня и стоять на своем собственном месте» Там же. - С.359..
Страницы: 1, 2, 3, 4