Рефераты. Подготовка учащихся к ЕГЭ при обучении истории

Подготовка к ЕГЭ для преподавателя представляет большую трудность, если школа является не профильной, в которой нельзя выделить дополнительные часы для подготовки к экзамену.

Требуется особенная система подготовки учащихся по истории, способствующая как формированию высоких знаний по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена. В настоящая время обозначенная проблема является актуальной.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ

В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления.

Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подготовку к ЕГЭ удобнее осуществлять на практических занятиях, на которые отводится по 4 часа в неделю для каждой группы (по 13-14 человек). Темы практических занятий примерно соответствуют темам уроков, но проводятся они через некоторое время (1-2 недели) после соответствующего урока.

Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С по истории России. В раздаточный материал по возможности включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С. Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему. Заканчивается практическое заданием написанием тестов по данной теме. Тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена.

Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, кто учится в не профильных, а в общеобразовательных классах, и тех, кто учится в профильном классе, не включающем углубленное изучение истории. Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне невозможно.

С.А. Фомин (преподаватель истории и обществознания в школе № 310, г. Москва) составил программу, направленную на ознакомление с различными типами заданий ЕГЭ и практическое выполнение данных заданий.

Для успешного освоения данной программы необходимо учитывать следующие принципы:

работа должна осуществляться на высоком уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса.

важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, суть которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения можно найти в методической литературе (Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. М., 2004).

для успешного выполнения заданий необходима постоянная тренировка в решении таких заданий.

большое значение должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

очень важно ,чтобы учащиеся усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.

за 2-3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна достигать своего пика. За месяц до экзамена напряженная работа должна прекратиться - учащимся необходимо время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать своей интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ оказывается верным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение представляет собой единство, комбинацию усвоения, запоминания и творчества, где само творчество представляет собой эффективный процесс усвоения готовых истин. Закон обучения заключается в том, что чем более творческий путь усвоения знаний избирается педагогом и детьми, чем более новый и необычный результат получается в итоге, тем сознательнее и прочнее усвоение изучаемого знания. В обучении творчество самих детей выступает в качестве действенного способа глубокого освоения и применения знаний, умений и навыков на практике, одновременного развития их творческих сил, дарований, способностей. В отдельных случаях, в условиях благоприятного технического или художественного творчества, возможно создание школьниками подлинно новых и оригинальных изделий, произведений.

Понимая различные методы обучения, педагоги получают шанс более качественно формировать новую реальность, переводят своих воспитанников на новый уровень качества жизни: в нашем быстро изменяющемся мире информация становится самым ценным. Поэтому очень важно получать и усваивать, перерабатывать и уметь воспользоваться именно новой информацией. Для этого существуют различные способы, методы. Классификация методов обучения изученная в настоящей работе позволит найти каждому человеку свой, подходящий только ему набор методов обучения. Обучения не только в школе или университете, обучению в жизни и по жизни.

Как известно, начиная с 2001 года в Российской Федерации вводится единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений (принятая аббревиатура - ЕГЭ). ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет.

Декларируемыми целями ЕГЭ являются:

формирование объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;

повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;

повышение объективности вступительных испытаний приемы в ВУЗы;

обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

Задачу, которую сегодня призван решить ЕГЭ, другими способами решить нельзя. Что такое для нас ЕГЭ? Это, во-первых, внешняя экспертиза по единым правилам, это способ создать определенные тенденции в развитии системы образования, это способ управлять качеством системы, ввести элементы конкуренции в систему образования, это способ анализа эффективности работы системы и учреждений.

Совершенствование преподавания истории с учетом результатов ЕГЭ предполагает как в ходе изучения курса, так и в процессе предэкзаменационного повторения, обеспечение более глубокого раскрытия и проработки понятий высокого уровня обобщения. При их изучении следует активно привлекать не только учебники, но и хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательных заданий и другие дидактические пособия, акцентировать внимание на усиление внутрипредметных и межпредметных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 3,1998г.

2. Алексашкин Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа,2004. - № 4.

3. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М: МГУП, 2000. - 161 с.

4. Баранов СП. Сущность процесса обучения. М., 1986.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000.

6. Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

7. Болотов В.А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос, 2002. - 208 с.

8. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002.

9. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. М., 1983.

10. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществознание /Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Дрофа, 2003.

11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4. М.: Сентябрь, 1996.

12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

13. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. - М.: Минобразования РФ, 2002. - 233 с

14. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10 - 11 классы.

15. Кравченко А.И., Резникова Т.А. Обществознание. Справочное пособие.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

17. Нейман Ю.М. Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. Москва: Прометей, 2000.

18. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. - М: ЦТМО, 2002.

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

20. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя: Методическое пособие к учебникам «Обществознание». 10 - 11 классы и др.

21. Рэш Дж. Индивидуальный подход к анализу вопросов. - В кн. «Математические методы в социальных науках» - М.: Прогресс, 1973, стр. 91- 116.

22. Хлебников В.А. (редактор) Развитие системы тестирования в России. - Материалы ежегодной Всероссийской конференции. - М: ЦТМО, 2001-2003.

23. Человек и общество. Обществознание / под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой в двух частях. Ч. 1. 10 кл.; Ч. 2 11 кл. - М.: Просвещение, 2003. Кроме учебника есть и другие составляющие этого учебно-методического комплекса: Человек и общество: Дидактические материалы. - М.: Просвещение, 2003.

24. Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. - М.: Дрофа, 2003.

25. Человек и общество: Методические рекомендации. В двух частях - М.: Просвещение, 2003.

26. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. - М: МИСИС, 1995.

27. Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. Ж. Завуч 1,1998г.

28. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. М., 2004

29. Шмелев А.Г. (редактор) Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Телетестинг.- Москва: Первое сентября, 2000. - 132с.

30. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.