В дискуссии выигрывает побежденный
Уроки сотрудничества.
Традиционные методы работы в группах используются для того, чтобы ребята приобретали:
а) навыки коммуникации,
б) обсуждали свои жизненные проблемы,
в) умели рефлексировать, создавать проекты.
Перед учителем часто стоят задачи:
1. Метод или содержание.
2. Иногда столько материала, что учащиеся не могут его осмыслить.
3. Научить детей правильному поведению на уроке (культура поведения, речи, культура взаимоотношений...)
Граждановедение - это те знания, которые понадобятся детям каждый день. Мы все изучаем химию, математику, физику, но все мы - граждане!
Как же можно сочетать интересные методы работы с глубоким содержанием?
В этом помогают групповые методы работы, в основе которой лежит педагогика сотрудничества (материал разработан американским учителем Роузи).
Педагогика сотрудничества это:
1. Индивидуальная работа.
2. Соревновательная.
3. Кооперативная.
Основные элементы обучения сотрудничества:
1. Работа ученика контролируется учителем.
2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.
3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).
На доске: Правила поведения при групповой работе.
1. Каждое предложение должно состоять из короткого предложения.
2. Определение должно быть ясным, чтобы каждый понял различия между правилами.
3. Быть корректным по отношению к товарищу (гражданину).
Качества гражданина:
1. Уважение и терпимость к другим.
2. Личная свобода.
3. Равенство.
4. Справедливое отношение к другим.
5. Участие в жизни общества.
6. Уважение закона.
7. Мышление: открытое, критическое.
Как мы учимся
У 10% - когда читаем;
С
В 20% - когда слышим;
А
И 50% - когда видим и слышим;
В
А 70% - говорим вслух;
Е
М 90% - говорим вслух и делаем.
рабочая память
МОЗГ
долговременная память
За определенный промежуток времени человек может запомнить 7 фактов (или +2 или -2).
Важным моментом педагогики сотрудничества является кооперативное обучение.
Основные элементы кооперативного обучения
1. Положительная взаимосвязь:
а) определяется общая цель - научить каждого в отдельности, а также всех вместе.
б) распределить роли в каждой группе - подводящие итоги, ободряющий, а также поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи.
2. Парное взаимообучение:
а) учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться,
б) учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания.
3. Индивидуальная ответственность:
а) учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого,
б) учитель может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного члена группы для тестирования.
4. Умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой:
Оно включает в себя:
- умение лидировать,
- умение принимать решения,
- умение разрешать конфликты.
5. Групповое обсуждение:
а) каждая группа должна описать действия каждого ученика, которые помогли всем вместе добиться успеха,
б) подведение итогов,
в) учитель постоянно наблюдает за работой групп и рассказывает группам и всему классу о результатах совместного обучения.
Кооперативное обучение:
1. Это работа каждого в отдельности.
2. Это работа всех.
3. Это взаимодействие учителя и учащихся.
Составные части
кооперативного обучения
1. Индивидуальная.
ДЕВИЗ: "Каждый сам за себя".
ДЕВИЗ: "Моя задача самому победить, а другого обойти".
3. Кооперативная (группа учащихся работает вместе, чтобы достичь одной цели).
ДЕВИЗ: "Мы доплывем все вместе".
Кооперативное обучение можно провести при групповой работе.
Зачем делят класс на группы.
Древнегреческий философ Эпикур сказал: "При дискуссии больше выигрывает побежденный в том отношении, что он умножает свои знания".
1. Чем работа в группах отличается от традиционного урока:
а) все активны, работают над заданием,
б) обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу ("А как ты это понимаешь..."),
в) одаренные дети могут раскрыть свои способности без привлечения внимания целого класса. Подростки боятся оказаться в роли "любимчиков учителя". А здесь, в группе, способные дети оцениваются другими детьми. Дети охотно учатся у своих товарищей,
г) дети более свободно держатся во время работы в группах. Ученик, которого обычно в классе не замечают, имеет возможность продемонстрировать свои знания, он не боится унижения.
2. Как использовать работу в группах.
1. Учитель должен поставить перед детьми проблему или дилемму.
2. Учитель должен задать себе вопросы:
"Почему я хочу, чтобы дети этому научились?"
"Как я могу их побудить к мышлению?"
3. Мы должны помнить, что встречаемся с людьми, у которых разные стили обучения, разные способности и умения.
4. Поощрять у школьников собственное мнение.
5. Ученики с помощью упражнений (заданий) формируют и выражают собственное мнение слушать других, делать выводы, а это демократический способ мышления.
3. Подготовка к работе в группах.
КАК НАЧАТЬ: найти коллегу, который готов работать в группах.
ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА: обязанности членов группы:
а) каждый должен слушать своих товарищей,
б) каждый должен принимать участие в работе,
в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,
г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят.
Как разделить школьников на группы:
а) самая лучшая группа из 4-5 человек, а группы из 3-4 человек обычно создают беспокойство,
б) пары хороши для упражнений, требующих достижения взаимопонимания,
в) состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития, пол и т.д.),
г) школьников в группы распределяет учитель. Учащиеся могут выбрать группы на основе своей заинтересованности,
е) если в группе конфликт, надо дать детям самим найти решение.
ТЕМА: "Права человека"
(урок обобщения)
Групповая работа (тренинг)
Вступительное слово учителя: "В римской мифологии существовали божества, которые оберегали ребенка в различных жизненных ситуациях, они покровительствовали его развитию, обучению и безопасности. Человек, рождаясь, обладает правами".
Права человека:
а) это возможность человека что-либо делать, осуществлять, они охраняются государством,
б) это то, что разрешено законами и соответствует природе человека.
Ход занятия (тренинга).
Педагогика сотрудничества (кооперативного обучения, американская система).
1-й этап. Работаем по два человека.
На листах написать определение (5 мин.)
1. политическим,
2. гражданским (личным),
3. экономическим,
4. социально-культурным правам.
Политические права обеспечивают гражданину участие в управлении гос.делами.
Гражданские права - это права свободы личности человека.
Экономические права - это права хозяйственной инициативы человека.
Социально-культурные - обеспечивают достойный образ и уровень жизни и защищенность человека.
Примечание: определения могут даваться разные, но необходимо принять компромиссное решение.
2-й этап. Работаем в паре (меняемся парами).
На листах написать по 4 элемента:
1. политических прав,
2. гражданских (личных) прав,
3. экономических,
4. социально-культурных прав.
Цель: в сотрудничестве обсудить каждый аспект задания.
3-й этап. Работаем в группах по 4 человека (рассчитаться на 1, 2). Соревновательный.
Работа с фишками: каждому участнику дается по 3 фишки.
Общая цель: Каждый из участников должен внести свой вклад в работу группы и выложить свои фишки.
Примечание: как правило, в группе будут активные и пассивные. Активные все свои фишки отдадут, а пассивные не успеют.
Кто вперед выполнит задание (7 мин. работы).
1-я группа пишет политические и социально-культурные права,
2-я группа пишет гражданские и экономические,
3-я группа пишет политические и гражданские.
4-й этап. Остаемся работать в группах (кооперативное обучение).
Итог работы: Выделите и обсудите самые главные приоритеты для вас в области прав человека.
Обобщаем по группам (зачитать).
Вывод: экономические, гражданские, социальные права имеют место в приоритете прав. Примечание: учитель записывает 10 приоритетов в области прав на доске.
Вывод: такая форма работы позволит детям:
а) иметь свое личное мнение,
б) умение работать в паре, в группе,
в) сотрудничать со всеми и с учителем.
В такой педагогике сотрудничества есть три важных элемента: а) индивидуальный, б) соревновательный, в) кооперативный.
Выводы
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА не была изобретена, на нее невозможно взять патент. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям и в то же время предоставляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок - сотрудничество с детьми. Они меняли свои методики, как оказалось, с одной целью: чтобы достичь отношения сотрудничества.
Вот это единство отношений сотрудничества и новых методик, рассчитанных на сотрудничество с детьми, и составляет суть педагогики сотрудничества.
Литература
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986.
5. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
7. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
8. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
9. Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
10. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
11. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.
12. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.
13. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978.
15. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.
16. Ярошевский М.Г., Марцинсковская Т.Д. Личность ребенка и драматизм ее развития // Начальная школа. - 1996. - N 11.
17. www.ug.ru Материалы сайта «Учительской Газеты» 1996-2003 гг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7