Рефераты. Педагогические идеи Абу Райхона Беруни

Педагогические идеи Абу Райхона Беруни

Министерство высшего и среднего специального образования

Республики Узбекистан

Узбекский государственный университет мировых языков

РЕФЕРАТ

«Педагогические идеи

Абу Райхана Беруни».

Выполнил:

студент РФ-21

Галиаскарова И.

Ташкент-2007

План:

I. Введение.

II. Педагогические идеи Абу Райхана Беруни.

Глава I. Эпоха, жизнь и научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни.

§ 1.1. Состояние образования и педагогической мысли в эпоху Беруни.

§ 1.2. Научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни.

Глава II. Идеи Беруни о воспитании и обучении.

§ 2.1. Абу Райхан Беруни о содержании образования.

§ 2.2. Идеи Беруни о морали и нравственном воспитании.

III. Заключение.

IV. Библиография.

I. Введение

Большой вклад в развитие мировой культуры внесли народы Средней Азии. Среди выдающихся деятелей многовековой среднеазиатской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, как ал-Фергани, ал-Хорезми, ал-Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, Мирза Улугбек, Навои и др. Делит с ними эту славу и «Великий хорезмиец» - Абу Райхан Беруни, внесший неоценимую лепту в сокровищницу всего культурного наследия, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства.

Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствуют развитию педагогической науки и обогащению истории педагогики.

Исследование научного творчества Абу Райхана Беруни, по праву признанного историками мировой науки самым крупным умом своего времени, свидетельствует о том, что его взгляды составляли в свое время прочный фундамент научного образования и воспитания, основанный на достижениях прогрессивной мысли. Научное наследие Беруни в области астрономии, математики, геодезии, физики, философии, истории, минерологи было предметом всестороннего изучения многих советских и зарубежных ученых.

Систематическое исследование научного наследия Беруни, перевод его трудов на европейские языки и комментирование начинается со второй половины прошлого столетия. Признание гения Беруни во всем мире говорит о том, насколько велик его вклад в общечеловеческую науку и культуру. Его имя стоит в одном ряде с именами таких ученых, как Птолемей, Леонардо да Винчи, Коперник, Ломоносов и другие. Известный американский историк науки Дж. Сартон всю первую половину 11 в. в истории мировой науки называет эпохой Беруни.

Рассмотрению различных аспектов научного наследия Беруни посвящены работы Ж. Рено, Б. Бонкомпаньи, М. Фиорини, Э. Видемана, Г. Зутера, К. Шоя, С. Х. Насра и др.

В настоящее время написано большое количество книг, научно-критических статей, специальных исследований, авторов, в которых анализируется вклад Беруни в различные отрасли естествознания- А.А. Семенову, И. Ю. Крачковскому, А.М. Беленицкому, В.В. Бартольду.

В 1948 г. во многих странах мира проводились конференции и собрания в связи с 900-летием со дня смерти Абу Райхана Беруни. В 1972 г. в Ташкенте проходила научная сессия, посвященная 998-й годовщине со дня Рождения Абу Райхана Беруни и его деятельности в области гуманитарных наук. По материалам этой сессии был подготовлен сборник « Беруни и гуманитарные науки». В этом же году вышли в свет книги А. Шарипова «Великий мыслитель Абу Райхан Беруни» Шарипов А. Великий мыслитель Беруни.-Ташкент, Узбекистан.1972 и П.Г. Булгакова « Жизнь и труды Беруни» Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.- Ташкент, Фан.1972..

Цель работы - выявить и систематизировать педагогические идеи Абу Райхана Беруни, осветить его научно-просветительную деятельность.

Основные источники исследования- труды самого Абу Райхана Беруни, работы его современников, позволившие значительно расширить источниковедческую базу монографии. Используя труды Беруни, автор в основном обращался к их переводам на узбекский и русский языки, что вполне достаточно для освещения педагогических взглядов ученого.

II. Педагогические идеи Абу Райхана Беруни.

Глава I. Эпоха, жизнь и научно-просветительная деятельность

Абу Райхана Беруни.

§ 1.1. Состояние образования и педагогической мысли в эпоху Беруни.

В эпоху Беруни культура, в широком понимании этого слова, была доступна только верхушке феодальной знати и мусульманского духовенства; для народных масс дорога к науке и просвещению была закрыта.

После завоевания Средней Азии арабы насильственно начали распространять арабскую письменность, большую роль в этом играли мусульманские школы. Руководимые мусульманским духовенством школы делились на два типа: начальную школу- мактабы и высшую- медресе. Обычно мактабы открывались при приходских мечетях. О существовании мактабов в эпоху Беруни свидетельствуют и источники, написанные его современниками. Так, в приложении к книге «История Масуда» Абу-л-Фазла Бейхаки. Высшие школы- медресе- также возникали в связи с распространением ислама. В исследованиях академика В.В.Бартольда мы находим сведения о том, что первые медресе появились на территории Средней Азии, а именно в Хорасане и Мавераннахре.

В период феодального средневековья источником существования ученых и поэтов была казна правителя. Материально независимыми были только ученые, сами являющиеся крупными феодалами, как, например, учитель и воспитатель молодого Беруни Ибн Ирак.

Исследование состояния просвещения и науки в эпоху Абу Райхана Беруни невозможно без изучения творчества отдельных среднеазиатских ученых, мыслителей поэтов, так как благодаря их трудам были достигнуты замечательные результаты, делающие этот период одним из наиболее интересных этапов в развитии педагогической мысли.

Основной сферой деятельности Беруни были астрономия и связанные с ней геометрия и тригонометрия. В своих трудах Беруни не раз упоминает астрономическое наследие Хорезми, в частности его «Малый Синдхинд».

Сохранились сведения о том, что Беруни не раз выступал в защиту трудов Хорезми, в частности против необоснованной критики его «Зиджа». Беруни даже написал специальный трактат, озаглавленный «Книга посредничества между взглядами ал-Ахвази».

Современником Беруни был и великий ученый Абу Али Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна. Ибн Сина призывает настойчиво изучать науки, стремиться к совершенству. Для быстрейшего овладения глубокими знаниями он считал рациональным коллективное обучение, что особенно было важно для его эпохи. Мысли Ибн Сины о науке и образовании свидетельствуют о том, «что неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека». Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины. Автореф.дис.пед.наук. Ташкент.1964. Говоря о содержании воспитания, образования и обучения, Ибн Сина имеет в виду 1) умственное развитие и воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) эстетическое воспитание; 5)трудовое воспитание.

На Востоке во времена Абу Райхана Беруни большое значение в воспитании молодого поколения имело оригинальное педагогическое сочинение «Кабус-намэ». Оно состоит из 44 глав, в каждой из которых ставится определенная задача по воспитанию подрастающего поколения. Эта книга написана для аристократов и от начала до конца принизана соответствующими идеями и принципами. О том, какое важное воспитательное значение имело это произведение, можно судить по тому, что на протяжении нескольких десятилетий его переводили на многие языки. Основная идея книги - дать целенаправленные наставления детям, чтобы они были разумными, морально стойкими, храбрыми, честными правдивыми, мастерами своего дела, занимались полезными и выгодными делами. Особое внимание уделяется тому, чтобы дети росли физически крепкими, здоровыми, любили искусство. Кей Кавус- автор книги- считает, что без образования и уменья человек не принесет пользы ни себе, ни другим.

Таким образом, время Беруни - это период остро социальных столкновений и междоусобных войн. Несмотря на это, научно-педагогическое наследие ученых, поэтов, великих мыслителей раннего средневековья составляет величайшее достояние прогрессивной мировой литературы и науки. Огромные достижения в области науки и культуры оказали определяющее влияние и формирование личности великого ученого и мыслителя Абу Райхана Беруни.

§ 1.2. Научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни.

О ранних годах жизни Беруни сведений очень мало. Будущий ученый рано остался сиротой. Об этом он пишет в одном из своих автобиографических стихотворений: « Клянусь аллахом: не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца». Родным языком Бурении был хорезмский, затем он перешел к арабскому персидскому. С ранних лет Беруни проявлял стремление к знаниям. В Кяте в конце 10 века работал известный ученый-математик и астроном Абу Наср Мансур Ибн Ирак, принадлежащий к той же семье Бану Ирак, что и хорезмшах. Способности молодого Беруни привлекли внимание Ибн Ирака, который взял его на содержание, дав ему всестроннее образование. «Труды Абу Насра указывают на то, что его интересовали преимущественно сферическая астрономия и геометрия сферы. В духе этих интересов он воспитал своего ученика Абу Райхана Беруни, для которого данные области математики и астрономии всегда были самыми близкими, как всегда жили в его сердце любовь, благодарная память и глубокое уважение к своему наставнику, воспитателю, а впоследствии коллеге и старшему другу- Абу Насру Мансуру ибн Али ибн Ираку» Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.С.80.

Важный автобиографический материал содержится и во многих поэтических произведениях Беруни, в которых подтверждается его происхождение из простой семьи. С раннего детства Беруни отличался любознательностью. В «Фармакогнозии» он вспоминает, сто по своей природной склонности с самого детства обладал подлинной жаждой знаний. Беруни добивался знаний прежде всего самостоятельно, для чего не жалел ни времени, ни усилий. Он учился всю жизнь и, конечно это было бы невозможным без прочной общеобразовательной базы, обретенной в ранние годы. Под руководством Абу Насра Беруни освоил астрономию, математику со всеми их разделами. Самостоятельно изучил философию и многие языки. Помимо персидского и арабского, Беруни владел греческим языком, сирийским. Он перевел с арабского санскрит «Начала» Евклида.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.