Рефераты. Педагогическая теория К.Д. Ушинского

6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопу-стимо [6, стр. 11] .

Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора вос-питания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.

Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу-чения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования на-равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами на-рода [3, стр. 138-139].

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.

Труд -- основа воспитания

Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отража-ет принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.

Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого суще-ствования, и, во-вторых, он представляет собой источник физи-ческого, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда -- труд основной фактор и средство воспитания человека в умствен-ном, физическом, социальном (граждан-ском) и нравственном аспектах.

К.Д.Ушинский определял труд как «сво-бодную и согласную с христианской нрав-ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не-обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз-ни» [5, стр. 58].

Указы-вая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].

Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспи-тание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой дея-тельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.

Придавая большое значение для теории и практики воспита-ния вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат-ривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности -- соотносимости и взаимосвязи физическо-го и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребен-ка чрезмерный физический и умствен-ный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си-стему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже-ния, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полез-нее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.

Соз-давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно-сти, возвышению души, тогда он оказыва-ет живительное и освежающее влияние на чувства человека.

Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя и из книг должны полу-чать знания, -- они должны непосредственно наблюдать окру-жающую действительность и принимать посильное участие в тру-довой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.

Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ни-ми страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологиче-ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова-нии человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].

Кроме того, ученик должен уяснить, что достижение чувства удовлетворения и радости в результате труда связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования дея-тельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лиша-ет эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требую-щего напряжения и мобилизации ресур-сов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рожда-ется логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм. Таким образом, педагогом была опре-делена генеральная педагогическая ли-ния в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им труд-ностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, вос-питывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления актив-ности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.

На основе вышеизложенных рассужде-ний К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья че-ловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэс-сенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического тру-да, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребен-ка и обретения им в будущем своего мес-та в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного соци-ального бытия.

Другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психи-ческого значения труда, по мнению Кон-стантина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только долж-но развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно за-жечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни до-стойной, ни счастливой». Потребность в труде -- врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по об-стоятельствам, и в особенности сообраз-но тем влияниям, которые окружают че-ловека в детстве и в юности» [12, с. 139].

Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние фи-зического труда на физическое развитие ребенка.

Одним из главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда. Смена деятельности и состав-ляет суть отдыха: отдых после умственно-го труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переме-нить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отды-хом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого на-пряжения и внимания [12, с. 142].

Родной язык как средство воспитания

Центральное место в педагогической системе Ушинского за-нимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро-да, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обиль-ная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и буду-щие поколения народа в одно великое, историческое живое це-лое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272].

В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.

Ушинский придерживается принципа, что язык является со-кровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности на-рода на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни наро-да и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нрав-ственного воспитания, развития детей в духе народности. Ос-новным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех зна-ний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [3, стр. 147].

Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно яв-ляться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи род-ного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает приро-да родной страны. Язык, который облекает чуждую детям при-роду, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.

Подчёркивая роль родного языка в общем развитии ребёнка, Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с ха-рактером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные веро-вания, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эсте-тик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философ-ские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.