Рефераты. Педагогическая диагностика и ее роль

Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется ее доверием.

В группах различают структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатий. (1, 65). Коммуникационная структура описывается как сеть каналов или путей, с помощью которых в группе происходит обмен информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатий. Эти структуры частично совпадают.

Коммуникативные структуры и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании методов наблюдения и естественного эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатий применяются социометрические шкалы.

Прогнозирование

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.(1;67)

Сообщение результатов

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.

Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные сферы, как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.

Вывод

Сегодня невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

С другой стороны существует школьный психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель должен обращаться к школьному психологу, который должен взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности: ведь это его работа.

…Результаты многочисленных опросов свидетельствуют, что классные руководители в своем большинстве не выполняют даже организационных функций (проверка дневников, контроль успеваемости, проведение родительских собраний), не говоря уже о каких-либо других. Многие учителя слабо (либо вообще) не владеют материалом, который они пытаются объяснить детям, не знают о существовании эффективных методик, проверенных годами (а тем более о новых веяниях в области образования). Им это просто не нужно.

А тем временем в недрах министерства образования рождаются директивы, предписывающие вменить в обязанность школе не только заботу об образовании детей, но и об их воспитании.

Возможно это состояние системы образования временное, однако нет ничего более постоянного, чем временные явления.

Только тогда, когда учителя освоят программу (причем не по бумажке, а реально), когда у них будут не просто знания, а опыт применения различных методов, только тогда станут, востребованы знания диагностики.

А этого не произойдет, пока преподаванием не станут заниматься люди, которым не все равно, которые сознательно пошли на эту работу не потому, что им больше негде устроиться, а потому, что им нравиться такая деятельность. Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.

Список используемой литературы

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.- М., 1991.

2. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука -учителю.-М.: Просвещение,1985

3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 1988

4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., Педагогика, 1988

5. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой - Ярославль: Академия развития, 2006

6. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк.образов.учреждений -2-е изд. - М., Просвещене, 2003

2. Теоретическая часть.

Диагностика развития речи детей (по О.С.Ушаковой)
Цель: Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития.
Для младшего дошкольного возраста (четвертый год жизни)
Задание 1. КУКЛА.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:
1. Как зовут куклу. Придумай ей имя.
3б. - называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина)
2б. - Дает имя (одним словом)
1б. - Не дает имя (повторяет слово «кукла»)
2. Скажи, какая Марина?
3б. - Называет два слова и более (красивая, нарядная)
2б. - Называет одно слово (хорошая)
1б. - Не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»)
3. Что на ней (Марине) надето?
3б. - Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках)
2б. - С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» («Это - носочки, это - платье»)
1б. - Показывает предметы одежды, но не называет.
4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки…-
это?)
3б. - Называет обобщающие слова («одежда», «вещи»)
2б. - Называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта…)
1б. - Повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки…)
5.Какая одежда надета на тебе?
3б. - называет более двух слов (рубашка, майка…)
2б. - называет два предмета одежды (сарафан, майка)
1б. - называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь.
6.Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится,
встает, поднимает руку, машет ею)
3б. - ребенок называет все действия
2б. - называет два действия (встала, подняла руку)
1б. - называет одно слово -действие (стоит или сидит)
7. Что можно делать с куклой?
3б. - более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть)
2б. - называет два действия (катать в коляске, кормить)
1б. - одно слово (играть)
8. Саша, попроси Марину вежливо, что бы она встала, села.
3б. - использование прямой речи и вежливых форм (Марина,
встань, пожалуйста)
2б. - название двух глаголов в повелительной форме (встань, сядь)
1б. - название действий не в требуемой форме (встать, сесть)
9. Составление совместного рассказа по схеме:
Это… (кукла). Она…. (красивая). Ее зовут…(Марина). У нее есть… (красное платье, белый бант). С куклой можно… (играть).
Задание 2. МЯЧ.
1. Какой мяч? (дать в руки ребенка мяч)
3б. - два признака и более (круглый, резиновый)
2б. - называет одно слово
1б. - не называет качеств, а другое слово (играть)
2. Что с ним можно делать?
3б. - называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать,
в футбол играть)
2б. - два действия (играть, бросать)
1б. - одно слово (играть)
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
– что я сделала? (бросает мяч) - бросила
– а ты что сделал? - поймал
– теперь ты бросай. Что ты сделал? - бросил
– А я что сделала? - поймала
3б. - называет все глаголы в нужной форме
2б. - называет 2-3 глагола правильно
1б. - только одно действие

4. Составим рассказ про мяч. Это …(мяч). Он… (круглый, синий).

Мяч можно…(катить, ловить, бросать). Я люблю…(играть с мячом).

3б. - ребенок заканчивает предложение, называя 2-3

признака и действия

2б. - называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым

1б. - не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. КАРТИНА «КОШКА С КОТЯТАМИ»
1. Кто это? (кошка) Какая она?
3б. - самостоятельно называет (Это-кошка, у нее котята. Кошка черная).
2б. - отвечает по вопросам педагога
1б. - описывает своего кота (из опыта)
2. Как назвать детеныша кошки?
3б. - правильное выполнение (един.число - котенок - котик)
2б. - вместо единственного называет множественное число (котята, котенки)
1б. - не выполнил задания
3. Когда много детенышей, как сказать?
3б. - называет множественное число (котятки, много котят)
2б. - вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик)
1б. - не выполнил задание
4. Сравни кошку и котят, педагог называет:
- кошка большая, а котята… (маленькая)
- у кошки хвост длинный, а у котенка… (короткий)
- кошка бегает быстро, а котята… (медленно)
- кошка мяукает громко, а котята… (тихо)
3б. - ответил на все задания
2б. - выполнил 2-3 предложения
1б. - ответил на одно

5. Совместное рассказывание.

Это … (кошка). Она… (большая). У кошки есть…(котята).

Кошка любит ….(своих котят, играть, лакать молоко).

3б. - ребенок заканчивает все предложения

2б. - заканчивает 2-3 предложения

1б. - называет одно слово.

Задание 4.

1. Как назвать одним словом куклу, мяч?

3б. - игрушки - дает обобщающее слово

2б. - Катя, мяч - перечисляет названия

1б. - кукла -говорит одно слово

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.

3б. - дает рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.)

2б. - перечисляет игрушки

1б. - называет одну игрушку

Задание 5.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку. (Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее.)

3б. - ребенок пересказывает сказку самостоятельно

2б. - рассказывает по вопросам воспитателя

1б. - называет отдельные слова

Задание 6.

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата) - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Эта таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно (см. А.М.Максаков, М.Ф.Фомичева).

Оценку выполнения всех заданий дает воспитатель, подсчитывает общее количество баллов

63-48 - высокий уровень

47-31 - средний уровень

от 30 - ниже среднего

Таблица.

Дата проведения __________

Детский сад _______________

Группа _____________________

Задание

Ф.И. ребенка возраст

1

2

3

4

5

Всего баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

-

Света И

3,10 года

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

63

Вася Б.

3,4 года

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

42

Аня Т.

3,1 года

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

По общему числу полученных баллов определяем уровень речевого развития каждого ребенка.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.