Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется ее доверием.
В группах различают структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатий. (1, 65). Коммуникационная структура описывается как сеть каналов или путей, с помощью которых в группе происходит обмен информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатий. Эти структуры частично совпадают.
Коммуникативные структуры и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании методов наблюдения и естественного эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатий применяются социометрические шкалы.
Прогнозирование
В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.(1;67)
Сообщение результатов
Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.
Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные сферы, как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.
Сегодня невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.
С другой стороны существует школьный психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель должен обращаться к школьному психологу, который должен взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности: ведь это его работа.
…Результаты многочисленных опросов свидетельствуют, что классные руководители в своем большинстве не выполняют даже организационных функций (проверка дневников, контроль успеваемости, проведение родительских собраний), не говоря уже о каких-либо других. Многие учителя слабо (либо вообще) не владеют материалом, который они пытаются объяснить детям, не знают о существовании эффективных методик, проверенных годами (а тем более о новых веяниях в области образования). Им это просто не нужно.
А тем временем в недрах министерства образования рождаются директивы, предписывающие вменить в обязанность школе не только заботу об образовании детей, но и об их воспитании.
Возможно это состояние системы образования временное, однако нет ничего более постоянного, чем временные явления.
Только тогда, когда учителя освоят программу (причем не по бумажке, а реально), когда у них будут не просто знания, а опыт применения различных методов, только тогда станут, востребованы знания диагностики.
А этого не произойдет, пока преподаванием не станут заниматься люди, которым не все равно, которые сознательно пошли на эту работу не потому, что им больше негде устроиться, а потому, что им нравиться такая деятельность. Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.
Список используемой литературы
1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.- М., 1991.
2. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука -учителю.-М.: Просвещение,1985
3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 1988
4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., Педагогика, 1988
5. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой - Ярославль: Академия развития, 2006
6. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк.образов.учреждений -2-е изд. - М., Просвещене, 2003
2. Теоретическая часть.
4. Составим рассказ про мяч. Это …(мяч). Он… (круглый, синий).
Мяч можно…(катить, ловить, бросать). Я люблю…(играть с мячом).
3б. - ребенок заканчивает предложение, называя 2-3
признака и действия
2б. - называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым
1б. - не может закончить предложение, начатое взрослым.
5. Совместное рассказывание.
Это … (кошка). Она… (большая). У кошки есть…(котята).
Кошка любит ….(своих котят, играть, лакать молоко).
3б. - ребенок заканчивает все предложения
2б. - заканчивает 2-3 предложения
1б. - называет одно слово.
Задание 4.
1. Как назвать одним словом куклу, мяч?
3б. - игрушки - дает обобщающее слово
2б. - Катя, мяч - перечисляет названия
1б. - кукла -говорит одно слово
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.
3б. - дает рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.)
2б. - перечисляет игрушки
1б. - называет одну игрушку
Задание 5.
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку. (Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее.)
3б. - ребенок пересказывает сказку самостоятельно
2б. - рассказывает по вопросам воспитателя
1б. - называет отдельные слова
Задание 6.
Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата) - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Эта таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно (см. А.М.Максаков, М.Ф.Фомичева).
Оценку выполнения всех заданий дает воспитатель, подсчитывает общее количество баллов
63-48 - высокий уровень
47-31 - средний уровень
от 30 - ниже среднего
Таблица.
Дата проведения __________
Детский сад _______________
Группа _____________________
Задание
Ф.И. ребенка возраст
1
2
3
4
5
Всего баллов
6
7
8
9
-
Света И
3,10 года
63
Вася Б.
3,4 года
42
Аня Т.
3,1 года
21
По общему числу полученных баллов определяем уровень речевого развития каждого ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5