Объекты природы имеют разные оттенки цвета, запаха, вкуса и т. д. разные части одного объекта могут иметь различные цвета, вкус, запах (к примеру, яблоко снаружи, внутри и т.д.).
Взрослые помогают расширить возможности восприятия ребенком объектов живой, неживой природы, рукотворного мира всеми органами чувств.
Глаза (для чего нужны слезы, упражнения для отдыха глаз, как промыть правильно глаза).
Нос (как правильно его чистить).
Язык (отдельные части его поверхности воспринимают разный вкус, от очень горячего его можно обжечь).
Уши (как правильно их чистить).
Взрослый уточняет, расширяет представления детей о возможностях человека выразить свои чувства от встречи с объектом природы (радость, удивление, огорчение и т.д.); в работе со старшими «фантазерами» особое внимание - научению выражать добрые чувства к людям, животным, растениям; избавляться от злых, недобрых эмоций.
Уникальность каждого человека («Твое тело - единственное и неповторимое»). Воспитатель помогает каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность, сосредотачивая внимание на том, что его отличает и что объединяет с другими людьми. Знакомит детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Взрослые обращают внимание ребенка на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым.(2.с.288)
Здоровый организм человека. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Педагог подводит ребенка к осознанию того, что его тело должно быть крепким и здоровым. Для этого нужны:
- физические упражнения и отдых;
- здоровая еда, свежий воздух;
- чистота;
- внимательное отношение к своему здоровью (необходимо знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности; правильно одеваться; при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам);
Внутренние органы человека («Что у тебя внутри»). Человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов.
Сердце расположено в груди. Оно бьется, пока человек живет. Его размер примерно равен размеру кулака.
Как ты дышишь. Воспитатель формирует у детей элементарные представления о процессе и органах дыхания: из носа (рта) воздух через «живые трубочки» попадает в легкие, которые могут раздуваться и опадать. Табачный дым вредит органам дыхания.
Как ты питаешься. Полезная пища (свежая, неядовитая, много овощей и фруктов, мало сладостей и т.д.). Возрастная смена зубов. Уход за ними (правильно чистить, проверять у врача ит.д.).
Элементарные представления о процессе и органах пищеварения: изо рта еда попадает по «живым трубочкам» в желудок, потом - в кишечник. Ненужные организму остатки (фекалии выбрасываются). Спиртные напитки вредны органам пищеварения.
Кости разных форм и размеров составляют скелет человека; у детей они растут.
Как ты растешь. Взрослые формируют представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет.
Воспитатель обращает внимание на важную роль родителей в физическом развитии, росте детей; углубляются представления о добрых отношениях между детьми и родителями.(2.с.289)
Конспект занятия
«Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир. Глаза. Уши»
Программное содержание: формировать представления о том, как органы чувств (5 помощников - глаза, уши, нос, язык, кожа) помогают нам знакомиться с окружающим миром. Познакомить с элементарным строением, функциями и защитой органов чувств. Развивать зрительную и слуховую память. Учить делать выводы на основе наблюдений, развивать активную речь детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель
- что это за предмет? (мяч)
- как ты узнал, что это мячик?
- ты почувствовал, что я тебе положила в руку? Чем ты ощутил? (кожей)
- вот еще один помощник - кожа. Попробуй, не подглядывая определить на ощупь, что лежит в мешочке (2 свеклы).
- как ты узнал, что это свекла? Сейчас открой глаза и посмотри, так ли это. Это свекла и редька. Они очень похожи по форме.
- можно определить с закрытыми глазами, где свекла, а где редька?
- можно попробовать на вкус.
- Да. Верно у них разный вкус. Определить вкус нам помогает…(язык).
- вот еще один помощник - язык (воспитатель вывешивает картинку). А сейчас закройте глаза. (Воспитатель распыляет дезодорант).
- что вы почувствовали?
- как вы узнали, чем пахнет? (понюхали носом).
- значит, у вас есть еще один помощник - орган обоняния - нос (воспитатель вывешивает картинку).
Вот мы и вспомнили всех «помощников».
Сейчас мы проверим, как вы запомнили.
Вам нужно будет узнать, каким «помощником» мы воспринимаем предложенные вам предметы.
РАБОТА В ЗВЕНЬЯХ.
Слева лежат предметы. Ваша задача напротив предмета положить нужный «помощник» (картинку).
- начинаем по сигналу.
- закончили. Теперь проверим, все ли справились.
- давайте поближе познакомимся с первым помощником - глазами.
- глазки, глазки, идите сюда. Слушайте, они нам хотят что-то сказать.
« здравствуйте, дети! Узнали нас? Мы - глаза. У вас тоже есть глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Какой мы формы?
Посередине глаза есть черная точка - зрачок. Поморгайте глазами. Нас оберегают от соринок и пыли ресницы, веки и даже слезы. А теперь закройте глаза. Видите ли вы что-нибудь? Плохо без нас?
О чем нам рассказали глазки? Какой они формы? Что оберегает наши глаза? Посмотрите друг в глаза, какого они цвета? Сейчас проверим, насколько внимательны наши глазки.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Хорошо. У всех прекрасное зрение, но у всех разное. Есть люди, которые совсем не видят, им нужно помогать на улице, в транспорте. Чтобы с вами такого не случилось, надо беречь глаза. Мы говорим о значении глаза. Человеку глаза нужны, чтобы видеть всю красоту окружающего мира. Какие правила нужно соблюдать, чтобы наши глаза были здоровыми?
Вот как много мы узнали о наших «помощниках» - глазах - органе зрения.
Давайте познакомимся поближе с еще одним «помощником».
Прислушайтесь. Что вы слышите?
Какие бывают звуки? (разговор, шум, музыка)
С помощью чего мы их различаем?
Да, с помощью ушей. Познакомимся с ними поближе.
«Как мы дышим?»
Программное обеспечение: обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания;
- учить детей беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих;
- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам.
Материал: картинки-схемы строения органов дыхания, зеркала, набор ароматических бутылочек, воздушные шарики, слуховые трубки (фонендоскоп), соломинки и мыльная вода.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы уже немало знаете о строении человеческого тела, о жизненно важных органах, о том, как важно быть здоровым. Сегодня мы продолжим изучать наш организм.
Отгадайте загадку: «между двух светил я в середине один». (Нос) Рассмотрите в зеркале свой нос: какой он? Носы могут быть разными по форме - прямыми, курносыми, пуговкой или картошкой. А может быть, у кого-то нос напоминает пятачок?
Что умеет наш нос? (Втягивает и выдыхает воздух, различает различные запахи.) умеете ли вы правильно определять запахи? Как надо распознавать запахи из незнакомых сосудов? Надо держать сосуд недалеко от носа и пальчиком помогать воздуху попасть к носу небольшой порцией. Можно крышечку от сосуда водить вправо-влево в 5-7 см от носа и медленно втягивать воздух. Попробуйте определить по запаху содержимое ароматических бутылочек. (Дыня, лимон, лук и тд.) какие запахи приятные? Какие вызывают раздражение?
А теперь попробуйте зажать пальчиками нос. Хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа? (Дыхание.) Когда у человека насморк, он дышит ртом. Удобно ли так дышать? (Нет: неудобно кушать, пить.) но ротовое дыхание еще и вредно для здоровья: с воздухом через рот могут попасть микробы, а холодный воздух опасен для горла. А когда мы дышим носом, воздух путешествует по его длинным каналам и успевает согреваться. Поэтому зимой очень важно дышать только носом.
Рассмотрим картинку-схему строения носа. Чем покрыты стенки носовых каналов? (Волосками.) они задерживают пылинки, попавшие с воздухом при вдохе. А при выдохе они вылетают наружу.
А что происходит, если в нос попадает что-то более тяжелое, чем пылинка - ворсинки от одежды, пух? (Мы чихаем)
Ребята, а что вредно для носа? В нос нельзя засовывать посторонние мелкие предметы (пуговицы, бусинки, горошинки). Что может произойти? Нельзя ковырять нос пальцем.
Проследите по схеме, куда дальше идет воздух из носа? Воздух попадает по трубочкам в большие мешочки - легкие. Посмотрите на «рентгеновский» снимок легких человека. Они защищены грудной клеткой из ребер. Работают легкие, как мешки-гармошки.
Они растягиваются с помощью мышц грудной клетки - диафрагмы и всасывают воздух в себя, как воздушный шарик.
Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствуйте, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.
Такой эксперимент можно провести при помощи воздушного шарика. (Дети надувают по одному шарику.) Это упражнение полезно для мышц грудной клетки, способствует очищению легких. Еще очень полезно надувать мыльные пузыри. Сейчас мы немного отвлечемся и поиграем: «Кто больше надует мыльных пузырей».
Продолжим наше занятие. Как вы думаете, что вредно для наших легких? (Холодный воздух, микробы и вирусы, пыль.)
В каких случаях человек простывает, переохлаждается? (Пьет холодную воду, быстро ест мороженное большими кусочками, не по погоде одет.)
А еще очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?
Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом.
Что происходит с загрязненными легкими?
Человек начинает кашлять. Кашель может очистить верхние дыхательные пути, если мы поперхнемся крошкой. Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды, есть на ходу!
Итак, давайте повторим, что полезно для наших легких?
Что загрязняет наши легкие? Что спасает человека и все живое от загрязненного воздуха? Где самый чистый воздух?
Поддерживать здоровье всех дыхательных путей можно, если знать следующие правила:
Соблюдать температурный режим; соблюдать чистоту в помещении; регулярно гулять на свежем воздухе; развивать мышцы грудной клетки; избегать мест для курящих и загазованных улиц.
Вот эти правила вы можете запомнить, если придумаете к ним картинки-символы. Это будет домашнее задание вам и вашим родителям!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы я определила, что метод моделей имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Гипотеза, что ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей является перспективным методом в дошкольной педагогике и использование этого метода улучшит усвоение детьми знаний. Проведя со старшими дошкольниками два занятия по ознакомлению с системой знаний о человеке, хочу отметить высокий уровень знаний в исследуемой группе. Знания о человеке на момент проведения занятий (январь) уже сформированы и закреплены. . Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с различными видами знаниями, так и при диагностике полученных знаний.
Список использованной литературы
1. Панько Е., Коломинский Я. И др. Учебная деятельность, формирование предпосылок. \\ Пралеска, 2006, №6
2. Базисная программа обучения и воспитания в дошкольном учреждении «Пралеска». Мн., 2000.
3. Ладутько Л.К., С.В.Шкляр. Ребенок познает мир природы. \\ Мн.: УП «Технопринт», 2005. - 228с.
4. Батоpоев К.Б. Кибернетика и метод аналогий. М., Высшая школа, 1974
5. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1991, С. 204, 261-263.
6. . Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., Высшая школа, 1993., С. 95.
7. Новик И.Б. О философских вопросах моделирования. М., Знание ,1964.
8. Налимов В. В., Теория эксперимента, М., 1971.
9. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., Наука, 1966
10. Эксперимент. Модель. Теория. М.-- Берлин, Наука, 1982.
11. Формирование экологической культуры дошкольников/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 271 с.
Страницы: 1, 2, 3