Данные по исследованию приведены в таблице № 1.
2. Таблица Равена
Назначение методики. С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников. Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников. Данные по исследованию приведены в таблице № 2.
3. Для определения уровня развития логического мышления учащихся начальной школы использовалась методика «Четвёртый лишний».
Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее:
· стол, кровать, пол, шкаф;
· молоко, сливки, сало, сметана;
· ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
· молоток, топор, пила, гвоздь;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· берёза, сосна, дерево, дуб;
· самолёт, телега, человек, корабль;
· Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
· сантиметр, метр, килограмм, километр;
· токарь, учитель, врач, книга;
· дедушка, учитель, папа, мама.
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10-8 баллов - высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов - средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов - логическое мышление развито слабо.
Полученные результаты приведены в таблице 3.
Таблица № 1 Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
№
Смысловая обработка запоминаемого материала
I
Восп
Группы
Слов
II
восп
Группы Слов
III
1
7
1 группа
14
3 группа
15
4 группа
16
6
3
10
2 группа
4
11
12
5
9
13
8
5 группа
17
18
19
5 чел - по 5 групп
7 чел - по 4 группы
6 чел - по 3 группы
1 чел - по 2 группы
Методика Равена
А
В
С
Д
Е
Кол. балл.
В %
4-12-67%
6-26-100%
3-13-42%
3-20-50%
1-4-10%
75
48%
2
4-17-65%
4-19-61%
1-7-18%
18-100%
21-81%
17-55%
33-83%
0
89
57%
5-13-72%
5-20-77%
4-20-65%
2-12-30%
72
47%
5-17-94%
2-10-32%
4-27-68%
71
46%
6-18-100%
2-11-36%
4-26-65%
63
41%
15-83%
14-54%
13-42%
27-60%
69
45%
1-8-20%
91
63%
20-77%
13-33%
68
44%
17-94%
14-46%
26-65%
78
50%
13-72%
59
38%
86
56%
2-7-23%
2-13-33%
0-8%
58
37%
4-14-54%
11-36%
77
18-10%
19-61%
95
61%
7-39%
23-89%
0%
61
39%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5