Рефераты. Особенности применения технологии квантового обучения в преподавании математики

Процесс творческого решения проблем проходит следующие характерные стадии:

· Подготовка - Определяется проблема, цель и задача;

· Инкубация (вынашивание) - Факты «перевариваются» и систематизируются, идет брожение идей в уме;

· Озарение - идеи прорываются на поверхность сознания, как пузырьки в кипящей воде;

· Проверка - проверяется, действительно ли выработанная стратегия решает проблему;

· Применение - предпринимаются шаги по реализации найденного решения.

Теперь давайте подробнее познакомимся с тремя творческими подходами к поиску решений.

Результативное мышление

Проблемное мышление может иметь отрицательный результат. Вопросы вроде «Что же здесь не так?», «Кто все испортил?», «Почему это случилось со мной?» и т.п., концентрируют внимание на негативном, приводя к пустой трате энергии и творческих сил. Результативное мышление, напротив, дает только положительные результаты. Оно прямо противоположно проблемному мышлению и вместо топтания вокруг негатива ведет в нужном направлении. Если мышление результативное, то задаются вопросы типа «Как можно контролировать ситуацию?», «Что я могу сделать сейчас?», «Что поможет мне собраться с силами?», «В чем источник мотивации и вдохновения?», «Каким образом можно изменить ситуацию?» и т.п. При таком типа мышления проблемы, поглощающие энергию, становятся целями, дающими энергию.

Думайте не о проблеме, а о ее решении и настраивайтесь на успех. Другими словами, представляйте, как все будет происходить после претворения решения в жизнь. Это очень эффективный прием, который способен приводить к нахождению путей реализации решения. Кроме того, в этом случае создается определенное «напряжение» между проблемой и решением. Такое напряжение имеет естественную тенденцию к разрешению в положительную сторону.

Смена парадигм или «меняя лестницы».

Для того, чтобы научиться мыслить творчески, не обязательно больше работать - важно научиться думать по-другому. Зачастую при этом используется такое явление, как «смена парадигм». Парадигма представляет собой набор правил, которые используются для оценки информации и ее применения в жизни. У каждого человека есть свои парадигмы, основанные на личном опыте. Эти парадигмы очень полезны, однако иногда они играют роль ограничителя, не позволяющего принять появляющиеся возможности из-за того, что эти возможности не вписываются в рамки известного вам опыта. Жить с одной парадигмой - все равно, что постоянно смотреть в одно и то же окно, в котором виден один и тот же кусок неба, Конечно, можно прекрасно прожить жизнь, все время глядя в одно и то же окно. В конце концов, лучше иметь одно окно, чем не иметь его вообще. Прекрасный вид из окна может быть закрыт чем-нибудь полностью, и если его никогда не видеть, не будет причин думать о нем или чувствовать себя в чем-то ограниченным, не правда ли? При смене парадигм как бы приоткрывается новое окно, через которое можно увидеть разнообразные новые предметы или же старые - но под новым углом. А когда поймете, что окно не одно, сможете легко представить, что где-то может скрываться еще несколько окон. И в глубине сознания загорится огонек…, затем еще один, и еще, и еще…Благодаря смене парадигм вы можете выйти за рамки общепринятых схем мышления и найти при этом свежие решения. Однако рассуждать о смене парадигм проще, чем ее осуществлять. Хотя иногда это происходит в результате озарения, чаще всего для этого приходится топтаться вокруг проблемы, рассматривая ее со всех сторон. Чтобы выходить за рамки парадигм, важно помнить, что они существуют. Теперь давайте вернемся к метафоре с лестницей. Представьте, что вы карабкаетесь по лестнице, шаг за шагом приближаясь к решению. И вдруг узнаете, что лестница прислонена не к той стене! Иногда проблема кажется проблемой лишь потому, что ситуацию рассматривают под одним углом зрения. Если же посмотреть под другим углом, решение становится настолько очевидным, что проблема часто перестает существовать. Представьте, что вы стоите по середине комнаты, по разным углам которой к потолку привязаны веревки таким образом, что если взяться за одну из них, то до другой дотянуться невозможно. В комнате ничего нет, а у вас с собой лишь обычные предметы, которые носят в кармане или женской сумочке. Как решить эту задачу?

Большинство определяют задачу так: «Как мне дотянуться до второй веревки?» и пытаются найти способ, как продлить одну из веревок. Однако условия, заданные в задаче не позволяют этого сделать. Другими словами, «лестница приставлена не к той стене»! Если же сформулировать задачу иначе: «Каким образом я и веревка можем оказаться в одном месте?», то можно найти решение иного рода. Если привязать к концу веревки небольшой предмет и раскачать его, как маятник, то можно будет дотянуться до него, держа в руке вторую веревку. Вы заметили, как произошла смена? В следующий раз, когда перед вами встанет проблема, не забудьте посмотреть на нее со всех точек зрения и при необходимости заново сформулируйте условия задачи. Возможно для решения всего лишь понадобится изменить угол зрения.

Мозговой штурм.

Мозговой штурм - способ индивидуального и коллективного решения проблем, при котором производится запись спонтанно возникающих идей без их обсуждения. Этот метод основывается на предположении, что действительно хорошая идея появляется тогда, когда их много и есть из чего выбрать. Ситуация при этом аналогична возникающей у фотографа: для получения нескольких хороших фотографий часто приходится отснять целую пленку, на которой множество кадров обязательно окажутся плохими. Но когда делаются снимки, нельзя заранее определить, какие будут хорошими, а какие - нет. Вот почему фотограф вынужден делать много снимков.

Теперь, когда мы знаем три метода творческого мышления, будем решать задачи посредством применения этих методов. В частности, сегодня мы займемся решением задач на призму и пирамиду с использованием результативного мышления.

<Решение задач>

<Завершающий аутотренинг>

Тест для определения модальности мышления.

Люди со зрительной модальностью

· аккуратны и дисциплинированны;

· быстро говорят;

· умеют организовывать работу и составлять долгосрочные планы;

· наблюдательны (к окружающей обстановке);

· заботятся о своем внешнем виде;

· грамотно пишут, способны буквально мысленно «увидеть» слово;

· лучше помнят то, что увидели, чем то, что услышали;

· имеют проблемы с запоминанием устных указаний, пока не запишут их, и часто просят повторить;

· много и быстро читают;

· предпочитают читать сами, а не чтобы читали им;

· стремятся составить общее представление и понять конечные цели и часто проявляют осторожность, пока нет полной ясности с проблемой или проектом;

· машинально чертят или рисуют во время телефонного разговора;

· часто отвечают на вопросы просто «да» или «нет»;

· с большим удовольствием предложат вам демонстрацию, чем доклад;

· изобразительное искусство любят больше, чем музыку;

· часто знают, что сказать, но с трудом подбирают нужные слова;

· иногда отвлекаются в ситуациях, требующих концентрации внимания;

Люди со слуховой модальностью

· работая, разговаривают сами с собой;

· легко отвлекаются на шумы;

· при чтении шевелят губами и произносят слова;

· обожают читать вслух и слушать;

· испытывают больше проблем при письме, чем при устном изложении;

· могут воспроизвести тембр голоса и высоту тона;

· отличаются ритмичностью речи;

· часто являются искусными ораторами;

· музыку любят больше, чем изобразительное искусство;

· обучаются, слушая, и лучше запоминают обсуждаемое, чем увиденное;

· любят дискуссии и склонны к многословным объяснениям;

· испытывают проблемы там, где требуется визуализация, например, при составлении цельной картины из фрагментов;

· грамотнее произносят слова, чем пишут;

· анекдоты предпочитают комиксам;

Люди с кинестетической модальностью

· медленно говорят;

· реагируют на физические поощрения;

· привлекают внимание прикосновением;

· разговаривая, близко подходят к собеседнику;

· ориентируются по физическим признакам, много двигаются;

· отличаются ранним развитием мускулатуры;

· обучаются пробуя и действия;

· в процессе запоминания осматривают и наблюдают;

· при чтении водят по тексту пальцем;

· интенсивно жестикулируют;

· не способны долго усидеть на месте;

· не могут запомнить географические сведения, не побывав в описываемом месте;

· используют слова, означающие действие;

· любят книги с «бойким» сюжетом, часто эти читатели сопровождают действия героев движениями тела;

· могут иметь отвратительный почерк;

· хотят все «попробовать сами»;

· любят игры, в которых могут принять участие;

Тест для определения доминантности мышления.

а) натура с богатым воображением;

б) исследовательская натура;

в) реалистичный;

г) аналитичный;

а) организованный;

б) легко приспосабливающийся;

в) критичный;

г) любознательный;

а) спорщик;

б) люблю докапываться до сути;

в) творческий;

г) устанавливающий связи;

а) замкнутый в себе;

б) практичный;

в) академичный;

г) авантюрный;

а) точный;

б) гибкий;

в) систематичный;

г) изобретательный;

а) любящий поделиться;

б) аккуратный;

в) благоразумный;

г) независимый;

а) склонный к соревнованию;

б) педант;

в) коллективная натура;

г) логичный;

а) интеллектуальный;

б) чувствительный;

в) трудолюбивый;

г) рискованный;

а) читатель;

б) душа общества;

в) специалист по решению проблем;

г) специалист по планированию;

а) запоминание;

б) ассоциативное мышление;

в) мышление прорыва;

г) стремление докопаться до сути;

а) склонный к переменам;

б) любитель судить-рядить;

в) спонтанный;

г) нуждается в руководстве;

а) общительный;

б) ищущий;

в) осторожный;

г) склонный к рассуждениям;

а) сомневающийся;

б) проверяющий все на опыте;

в) заботливый;

г) дотошный;

а) выполняет всю работу до конца;

б) ищет благоприятные возможности;

в) генератор идей;

г) интерпретирует события;

а) работать;

б) чувствовать;

в) думать;

г) экспериментировать;

карточка для записи ответов:

1. в г а б

2. а в б г

3. б а г в

4. б в а г

5. а в б г

6. б в а г

7. б г в а

8. в а б г

9. г а б в

10. а в б г

11. г б в а

12. в г а б

13. б г в а

14. а в г б

15. а в б г

Всего Всего Всего Всего

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.