Рефераты. Особенности памяти младших школьников

В развитии произвольной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. По мере освоения письменной речи (к III классу) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь, как знаковое средство. Однако и этот процесс у младших школьников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».

Формирование письменной речи идет эффективно в ситуации, когда требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять, При этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества - сочинение сказок.

Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.

Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

§2 Практическая часть

1. Описание методик исследования

Методика N 1

Цель: выявить преобладающий тип памяти.

Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и «пишут» их в воздухе. Потом записывают на листочке.

Для запоминания вслух

При зрительном восприятии

При моторно-слуховом

При комбиниро-

ванном

Трава

Чашка

Море

Дом

Банк

Год

Книга

Лес

Мяч

Шкаф

Лампа

Ночи

Бревно

Вода

Глаз

Гроза

Озеро

Заря

Гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Утка

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед

Заяц

Луна

Капля

Лиса

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт

Спица

Методика N 2

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи

шум-вода путь-дорога

год-месяц стол-обед

нож-вилка сад цветы

мост-река час-время

глаз-ухо снег-зима

Вначале читаем детям каждую пару слов. Тестируемые стараются установить связь между словами пары. Потом называем только первое слово пары, а учащиеся должны воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

2. Обработка данных

Методика N 1

Слуховая память

Количество тестируемых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

70

60

60

50

70

40

70

50

60

40

30

20

60

40

50

20

20 - 50% - 9 человек

60 - 80% - 7 человек

90 - 100% - 0 человек

Зрительная память

Количество человек в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

30

50

60

50

50

60

70

80

20

60

70

20

60

30

20

60

20 - 50% - 8 человек

60 - 80% - 8 человек

90 - 100% - 0 человек

Моторно-слуховая память

Количество человек в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

60

30

30

60

50

40

70

40

80

60

30

80

70

30

20

60

20 - 50% - 8 человек

60 - 80% - 8 человек

90 - 100% - 0 человек

Комбинированная память

Количество человек в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

80

80

100

80

80

40

70

100

50

50

60

90

30

100

80

70

20 - 50% - 4 человек

60 - 80% - 9 человек

90 - 100% - 3 человек

Итоговая таблица

Объём памяти

Слуховая

Зрительная

Моторно-слуховая

комбинированная

до 50%

9 чел

8 чел

8 чел

4 чел

до 80%

7 чел

8 чел

8 чел

9 чел

До 100%

----------

----------

----------

3 чел

Можно сделать вывод, что у младших школьников преобладает комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов возрастает до 100%, чего нет у других типов памяти.

Методика N 2

При поведении методики на выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение получили следующие данные.

Количество человек в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

Коэффициент смысловой памяти С=(а/в)*100%

70

80

60

40

80

30

40

70

60

70

60

90

70

80

60

60

А - количество слов ряда (постоянное количество - 10 слов)

В - количество запомнившихся слов

до 50% - 3 человека

больше 50% - 13 человек

Исходя из полученных данных видно, что у подавляющего большинства класса преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им более понятен.

Библиография

1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.

2. Голубева. Индивидуальные особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980 г.

3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.

4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.

5. Журналы «Начальная школа», № 5 1986г., № 4 1994г.

6. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

8. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

9. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

10. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.