Рефераты. Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов

Дует, дует ветерок,

Шторки раздувает,

Весточки весны

Тихонечко качает.»

Спасибо, молодец!

А какое время года изображено на этой картине? Почему вы так решили?

А что изображено за окном? Какого цвета небо?

А что изображено в центре картины?

Да, правильно, ребята. В центре картины я изобразила вазу с веточками дерева и лежащие цветы.

А как я изобразила вазу с ветками? Какая ваза? Какие я использовала цвета? А что еще есть в вазе?

Ветки какого дерева стоят в вазе? Что есть на ветках вербы? (распустившиеся почки) А какого они цвета? Какого цвета сами веточки?

Что еще я изобразила в своей картине? А как эти цветы называются? Опишите их: какие они, какого они цвета?

На чем стоит ваза с веточками вербы и лежит мать-и-мачеха?

А что еще вы видите на этой картине? (открытое окно и шторы)

А какого цвета шторы? Какие они? (светлые, воздушные, легкие, розовые)

Да, правильно, ребята. На этой картине изображено открытое окно. Теплый весенний ветерок легко качает шторы. Они легкие, воздушные, струящиеся. На окне стоит ваза с веточками вербы. Ваза прозрачная, стеклянная, сквозь неё видны веточки, которые стоят в чистой, прозрачной водичке. Веточки вербы необычные. Сами веточки коричневого цвета, но если приглядеться, то увидишь, какие они разноцветные. То тут, то там видны красноватые, желтоватые, зеленоватые оттенки коричневого цвета. А какие на веточках почки-лапки! Загляденье! Они пушистые, так и хочется погладить, прикоснуться к ним. Они тоже разноцветные и необычные. На окошке лежат первые весенние цветочки - мать-и-мачеха. Они приветливо раскрыли свои желтенькие, яркие корзиночки-цветочки, будто приглашают весну: «Приходи скорей!» На заднем плане изображена старая деревенька с церквушкой. Кое-где еще лежит снег, но скоро он растает, и покажется зеленая травка. Небо - чистое, голубое, прозрачное, высокое. Вся картина наполнена весенней свежестью и нежностью. Я назвала её «Весточки весны». Нравится ли вам, ребята, это название? Почему, расскажите.

Посмотрите, ребята, что здесь такое лежит? Это письмо от жителей сказочной страны весенних цветов. Они просят вас нарисовать им красивые рисунки.

А что же мы им нарисуем? Подумайте. Алиса, что ты нарисуешь в подарок жителям этой сказочной страны? А ты, Дима?

Перед вами лежат акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать необычайно красивые весенние цветочки в подарок жителям сказочной страны. (Когда дети рисуют, включается музыка)

Заключительная часть.

Кто все уже нарисовал, кладет свои рисунки на цветочный, сказочный ковер.

Страж Подснежник посмотрит на ваши рисунки и скажет: понравятся ли они жителям страны - весенним цветочкам.

Да, эти рисунки понравятся моим друзьям, весенним цветам, ведь это их настоящие портреты. Я их им передам. Какие вы, ребята, сегодня были молодцы! Такие чудесные работы нарисовали! За это вам полагаются маленькие подарочки-сувениры.

Давайте попрощаемся с жителями сказочной страны, а также с Подснежником, поблагодарим его за чудесное путешествие и подарки и пойдем домой, в наш любимый детский сад. (Идем обратно, поем песню.)

Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? А что понравилось больше всего?

Большое спасибо вам за такое увлекательное, необычное путешествие и за очень красивые рисунки. Вы все молодцы!

Схема этого конспекта может быть использована и для других занятий по рассматриванию остальных натюрмортов.

При проведении занятий важно обратить внимание детей на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность, вес, прозрачность или плотность материалов, из которых они сделаны; вызвать эмоциональную заинтересованность детей объектами, включить их ассоциативное мышление, творческое воображение, сообщить ощущение необычности и значимости каждой вещи. На занятиях следует использовать гармоничное по настроению сочетание музыки, поэзии, изобразительного ряда, тогда один образ будет полно представлен различными средствами художественной выразительности.

Итак, в дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.

Заключение

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для определения способностей ребенка к какому-либо виду деятельности. Поэтому большое значение придается проблеме диагностики художественно одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Библиография

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII -с.345-349.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.

5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под. Ред.А.В.Петровского - М.: Просвещение, 1979г (стр.5-6)

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.

7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.

8. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с.

9. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.

10. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991г (стр.24-25, 26-29)

11. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983

12. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959 - 299с.

13. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1962.

14. Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. - с.65-67

15. Лебедева Л. Д.. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1987., с.28.

17. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников.// Вопросы психологии. 1989, № 1.

18. Л.Найниш, А.Борисов, В.Горбунова, С.Шибанов «Можно ли научить рисовать любого?»// АLMA MATER, №8, 2000г (стр.3-4)

19. ПавловД. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

20. Поддьяков И. И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников// Вопросы психологии. 1990, № 1.

21. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.

22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

23. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.

24. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. Мн., 1999.

25. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.

26. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983, с.105-122.

27. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия./Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 200-210

28. Степанов С. «Тайна детского рисунка»//Няня, №9, 1997г (стр.18-20)

29. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. - 183с.

30. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9-20.

31. Фолькельт Г. «Экспериментальная психология дошкольника»
М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г (стр. 8-10)

32. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990г

33. Хрусталева Т.М. Художественная одаренность будущих учителей изобразительного искусства. Постановка проблемы. Психология. 2003, № 2.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.