Чтобы установить степень трудности вариантов орфограммы, в текст диктанта были включены такие "представители" этих вариантов.
1) рожь; 2) камыш; 3) картечь; 4) училищ; 5) задач.
По данной ниже таблице можно судить о том, какие варианты орфограммы особенно трудны для учащихся (см. таблицу).
Трудности в отношении написания представляют для учащихся такие слова: училищ (36.3%) , картечь (27.2%) , задач (18.1%) , камыш (18.1%) .
По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены индивидуальные беседы.
Правило "Ь после шипящих на конце существительных" по действующим программам вводится до изучения падежных окончаний, т.к. употребление Ь объясняют родом имен существительных, а он изучается до склонения. При этом обычно игнорируются две существенные детали: во-первых, мы узнаем, что существительное относится к ж. р. благодаря тому, что на конце его пишется Ь, а пишем Ь, потому что знаем, что это существительное ж. р. ; во-вторых, ж. р. не является достаточным основанием, чтобы решить орфографическую задачу, т.к. существительное ж. р. на шипящий могут писаться и без мягкого знака, если они не относятся к 3 скл. (муж, крыш, кож и т.п.).
Анахронизм данного правила давно подмечен лингвистами, которые неоднократно предлагали писать все слова с основой на шипящий без Ь. Сегодня мы все еще вынуждены писать камыш, но мышь; нож, но рожь и т.п., и хотя в обоих случаях на конце слов один и тот же непарный твердый согласный звук [ш].
Значит, по слуху не определишь, писать ли Ь, и, следовательно, это орфограмма (хотя для парных по мягкости-твердости согласных здесь позиция сильная; на конце слова они хорошо различают слова мел-мель, жар - жарь, угол-уголь и многие другие).
Заключение
Проходя практику в начальной школе на протяжении нескольких месяцев, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь упорным ежедневным тру-дом, начиная с 1 класса. Но, на мой взгляд, насыщенной может быть работа в 3 классе.
Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографиче-ской зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки ра-бот в тетрадях. Проверяю их все, и каждый день, испробовала разные приемы ис-правления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю невер-но написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчерки-ваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в дан-ную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях су-ществительных и прилагательных зачеркиваю.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безудар-ной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накану-не контрольной работы. Положительный результат дают такие приемы:
проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки (из рассказа «Зима» -- красавица, выпал, началась, выглянуло, одарил, метель);
письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа в «Книге для чтения»):
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.
Дети находят каждую орфограмму, проверяют ее под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом:
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйтеновое, составьте с каждым предложением рассказ (если получится);
выберите слова с безударной гласной на тему: «Птицы», «Школьные вещи» и др.:
выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания ...;
подберите слова к схемам:
?; ? ? ; ¬ ? ?
выпишите из «Словаря» слово трактор; подберите родственные слова из раз-ных частей речи (тракторист, тракторный);
найдите 5--6 слов в «Словаре» с гласной о (е, и, я) в корне (можно не однокоренное);
спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске): р...сую, р...сование, зар...совка, нар...совал.
Эти и многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшать грамотность.
Для индивидуальной работы над ошибками с I класса использую памятку «Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку, например, слово каток или слово девочка. И так поступает с каждым, словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов, в которых были допущены ошибки.
В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под мо-им руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего зада-ния ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и выделяет пра-вильную букву (это первый этап). По мере изучения орфограмм учу детей пра-вильно работать над допущенной ошибкой. Составляем памятку работы над ошиб-ками, вклеиваем ее в дневник.
Говорю ученику: «Определи. Саша, правило, на которое ты допустил ошибку. Прочитай в памятке, как ее проработать и выполни на доске». Па примере Саши учится весь класс. Такую «показательную» работу провожу до тех пор, пока не по-чувствую, что почти все дети могут самостоятельно ее выполнить. Но даже и тогда выбор загадки, в которой есть 2--4 слова с безударной гласной:
Кто висит вниз головой?
работа с текстом, записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне):
В белый цвет выкрасил мороз леса.
На деревьях лежат следы птиц...
выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а (е, и, я), запись их, проверка: растение, гладилка, цветочница;
игра «Кто больше?» (кто больше придумает слов с проверяемой гласной за одно и то же время);
запись однокоренных слов в определенном порядке (с ударением в корне, при-ставке, суффиксе): чистота, чистенький, чистый, очищает, вычистит;
выбор проверочного слова:
с...ринка (сор, сорить)
п...скливый (писк, пищит);
запись нескольких проверочных слов:
пять, пятый -- п...тёрка
вред, вредно -- вр...дить, вр...дитель;
10) выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной, сравнение их написания:
Кончил дело -- гуляй смело.
Конец -- всему делу венец.
Добрая слава дороже бо-гатства.
Лень добра не делает.
Написание безударной гласной зависит иногда от лексической стороны кор-ня, которая понимается из данного контекста. В этом случае даю упражнение, в ко-тором необходимо приписать проверочное слово и вставить гласную: Нина (...) пол...скала собаку. Хозяйка (...) пол...скала бельё. Дедушка (...) зап...вал лекарство молоком. Певец (...) зап...вал весёлую песню.
Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения но-вого материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с «Орфографическим словариком» и «Словарем», поме-щенным в конце учебника «Русский язык».
Вот некоторые упражнения:
эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает в повышении грамотности. При проверке тетрадей, обнару-жив ошибку, к примеру, в слове поля, провожу следующую работу:
1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:
Кругом пшеничные п...ля.
П...левые работы идут каждый день.
Мыши п. .левки приносят вред.
Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради, а в памятку «Мои ошибки» вписывает слово поля;
в классе по моему заданию из своей памятки «Мои ошибки» ученик выписывает 3--5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой или непроверяемой, при-писывает к ним однокоренные слова, (разные части речи), проводит их мор-фемный анализ;
прошу детей найти в памятке существительное, в корне которого была до-пущена ошибка, приписать к нему прилагательное, глагол, наречие и подчеркнуть проверочное слово;
предлагаю классу задание: «Тот, кто допустил ошибку на безударную гласную а (е, и, о), пусть найдет слово в своей памятке, определит часть речи, припишет однокоренное слово другой части речи»;
предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его найти в «Орфографическом словарике» однокоренное, выделить гласную, например: гремел -- гремучий;
учащиеся выбирают из своей памятки все слова, состоящие только из корня, из корня и приставки, и т. д.;
ученик вспоминает, в каких словах он сделал ошибку на безударную гласную, записывает их в столбик, приписывает проверочные слова, например:
кормовая -- кормит поглядел -- взгляд
Трудно перечислить все приемы работы с памяткой «Мои ошибки». Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд оку-пается более высокой грамотностью.
Список литературы:
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов. - М., "Просвещение", 2001;
2. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. - М., 1999;
3. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. -М., 2000;
4. Орфография и русский язык. - М., 2003;
5. Текучев А. В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. - М., 1999.
Страницы: 1, 2, 3